Мария Талабаева
Трудовое воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание не только должно развивать человека и дать ему известный объем сведений, но должно занять в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. К. Д. Ушинский А. С. Макаренко высоко ценил трудовое воспитание детей. Он указывал,что трудовые качества не заложены в человеке с рождения, а воспитываются в нем с раннего возраста. Труд развивает взаимопомощь между детьми, содействует возникновению дружбы и товарищества, способствует их умственному развитию. Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребенку исполняется 5 — 6лет. Главное — воспитать трудолюбие, положительное отношение к труду, понимание его общественной значимости. Взрослые должны развивать у детей готовность и умение трудиться, интерес к работе, результаты которой будут полезны его близким людям. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована довольно устойчивая привычка к труду. В детском саду уделяется большое значение трудовому воспитанию детей и привитю им навыков самообслуживания. В воспитательных целях проводятся посильный труд детей, воспитывается уважение и интерес к труду взрослых, трудолюбие, элементарные навыки самообслуживания, умение дружно и сообща работать, выполнять несложные поручения, аккуратно обращаться с вещами, убирать их на место. Роль семьи во всестороннем, а значит и трудовом воспитании старших дошкольников велико. Основы трудолюбия закладываются в семье. Сила семейного воспитания на ребенка объясняется рядом факторов, важнейший- глубоко эмоциональный, интимный характер отношений, основанных на родительских чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Семья - это особая ячейка общества, жизнь которой во многом скрыта от посторонних; дома люди меньше контролируют себя, расслабляются, тем более важно развивать культуру отношений между членами семьи и общения с детьми. Дети-члены семьи, и они должны быть, разумеется в соответствии с их возрастными особенностями, причастии к ее жизни, к труду и отдыху. И от детей, тем более когда их возраст приближается к 5-6 годам, требуется определенная отдача. Они могут помогать в работе по дому и хозяйству, в уходе за огородом, садом, домашними животными. Проблема воспитания трудолюбия актуальна для всех родителей независимо от того, где они живут: в городе или селе. В семьях, где трудовому воспитанию уделяется много внимания, дети говорят о работах, в которой участвуют вместе со взрослыми или которую выполняют самостоятельно. Родители поступают правильно, если привлекают детей к выполнению различной хозяйственно-бытовой работе. Так дети лучше усваивают наиболее рациональные способы самого труда (как надо действовать, чтобы достигнуть поставленной цели, получать хороший результат).У детей ведь нет еще нужного опыта даже в том, например, как лучше организовать работу: сначала подготовить все необходимые предметы, определить им место и т. п. В семье должно быть твердо установлено, какую работу ребенок может выполнять самостоятельно, какую под руководством взрослых и на какую должен получать разрешение. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ: 1 содержать в порядке свои игрушки, настольные игры 2 протирать мебель (вместе с кем то из взрослых) 3 стирать одежду для кукол, мелкие легкие вещи (носки, носовые платки) 4 накрывать на стол, убирать посуду после еды, мыть чашки, ложки и другую посуду 5 помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи, мыть овощи, собирать и чистить ягоды 6 приносить воду в небольших ведрах 7 проявлять заботу о младших брате, сестре 8 оказывать помощь пожилым людям. Помощь детей старшего дошкольного возраста часто оказывается весьма полезной и их радует, когда родные это замечают. Поощряя хорошую работу детей, их заботу об окружающих, не нужно излишне восторгаться и этим как бы подчеркивать необычность действий: ведь так собственно и должно быть. Все эти умения, привычка к порядку и чистоте поможет будущему школьнику быстро усвоить правила аккуратного обращения с учебниками, сохранения порядка в процессе выполнения домашних заданий. Учителя, работающие с первоклассниками, отмечают необходимость преемственности в трудовом воспитании дошкольников и младших школьников. Без устойчивой привычки к труду в дошкольном возрасте, первокласснику сложно войти в учебную, трудовую жизнь класса. К сожалению, некоторые родители, только отдав ребенка в школу, начинают осознавать эту истину, а исправление допущенных ими ошибок в воспитании, которым учителю приходится заниматься, идет медленно. Зато с детьми, которые в дошкольном возрасте были приучены к самообслуживанию, другим видам посильного труда, учителям работать легче. Педагоги считают, если ребенок до школы приучен к самостоятельности, выполняя задания по уходу за животными, заниматься хозяйственно-бытовым трудом, то те дети организованее, ответственнее, более приспособлены к жизни в коллективе.