Оксана Бекетова
Трудовая деятельность в младшем дошкольном возрасте «Помощники!»
Трудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но уже в раннем возрасте у детей формируются первоначальные трудовые навыки. В первую очередь это навыки самообслуживания. Им нравится подражать взрослым, и это самый благоприятный период для обучения детей в ходе кормления, умывания, одевания. Дети младшего возраста активны и любознательны. Их интересует все, что делают окружающие их взрослые.
Публикация «Трудовая деятельность в младшем дошкольном возрасте „Помощники!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
осознаваться как обязанность.
Сделать трудовой процесс увлекательным для малышей помогают разнообразные игровые приемы, сказочные персонажи, проблемные ситуации.
Цель:
формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических, театрализованных и игровых демонстрационных пособий.
Задачи:
- Формировть трудовые навыки и умения,воспитывать желание включаться в различные виды хозяйственно-бытового труда;
- Способствовать формированию навыков самообслуживания;
- Приучать детей действовать последовательно, придерживаясь очередности действий;
- Воспитывать организованность и дисциплинированность;
- Формировать представления детей о профессиях, предметах труда и их использовании в трудовых процессах;
- Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду;
- Расширять кругозор детей, обогащать их словарь;
- Создать эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности.
Мероприятия:
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми.
- Приучать детей следить за своим внешним видом:
Радоваться чистой красивой одежде. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, от грязных рук, непричесанных волос;
- Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки.
- Рассматривание иллюстраций с изображением красиво одетых детей.
Игра: «Научи Хрюшу умываться»
Воспитатель надевает на руку игрушку и от его лица обращается к малышам: «Научи-ка ты Ксюша, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь, что надо сначала делать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Ну-ка бери мыло….
Буль-буль-буль журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться.
Использование карты алгоритма последовательности раздевания с прогулки.
Использовать чтение: «Маша- растеряша.» Л. Воронкова.
Где же, где мои чулки?
Обыщу все уголки.
Их на стуле нет,
И под стулом нет,
На кровати нет,
Под кроватью – нет.
Ищет Маша чулки, никак не найдет.
А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:
- Ищешь, ищешь – не найдешь,
А разыщешь – так поймешь.
Надо вещи убирать –
Не придется их искать.
Поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно;
Учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу;
По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.
Игра: «Поручение»
Цель: учить детей убирать свои игрушки по местам. Выполнять инструкцию воспитателя.
Ход игры: В группу приезжает грузовик и привозит игрушки. (Выгружает)
Воспитатель: «Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок (причесывают, обувают туфельки, застегивают пуговицы на платье и. т. д.). Саша возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик».
Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. «Молодцы, ребята, все игрушки убрали по местам, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво.
Выполнение посильных поручений: «Поставь хлебницу. Разложи карандаши. Собери бумагу под столом.»
Можно организовать Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья».
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Игра-поручения: «Собери семена в коробочку»
«Помоги отнести сухие листочки».
Дидактическая игра: Покажи такой же цветок».
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Игра: «Накорми куклу»
Ход игры:Необходимо для игры приготовить (стол, стул, посуда, картинки с изображением посуды (чайной, столовой, кухонной).
В гости к ребятам пришла кукла, она голодная. Под чутким руководством воспитателя дети кормят куклу, каждое свое действие сопровождают показом и словом.
Ах, как много разных дел
Вот компотик закипел
А теперь для куклы нашей
Мы наварим сладкой каши.
Труд в природе :
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Учить замечать изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т. д.).
Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.
Формировать положительные отношения к растениям, цветам;
Развивать навыки бережного отношения – не рвать, не топтать.
Необходимо рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель, расширять и обогащать их представления о трудовых операциях, результатах труда. Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности взрослых.