Галина Моспан
Трудности адаптации детей в разновозрастной и разнополовой группе Центра содействия семейному воспитанию семейного типа
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье подробно рассматриваются особенности и трудности адаптации детей в разновозрастной и разнополовой группе центра содействию семейного воспитания. Настоящая проблема сегодня усугубляется тем, что ребёнок оказывается не только в новой для него среде развития, но и приходит в центр с опытом негативного воспитания и развития в родной семье. Многие дети, попадая в центр, уже испытывают материнскую, эмоциональную и психосоциальную, двигательную и сенсорную депривацию. На базе центра содействия семейному воспитанию «Берег надежды» педагоги осуществляют работу по адаптации детей к центру, к разновозрастной и разнополовой группам, в которых находится воспитанник, а также к самостоятельной жизни в социуме. Работа по адаптации проходит с помощью психолого-педагогических программ «Путь во взрослую жизнь», «Учусь понимать и выражать эмоции», «Учусь общаться и разрешать конфликты».
Публикация «Трудности адаптации детей в разновозрастной и разнополовой группе Центра содействия семейному воспитанию семейного типа» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Abstract
The article discusses in detail the features and difficulties of adaptation of children in a different age and gender group of the center for the promotion of family education. The real problem today is aggravated by the fact that the child finds himself not only in a new development environment for him, but also comes to the center with the experience of negative upbringing and development in his native family. Many children, when they get to the center, already experience maternal, emotional and psychosocial, motor and sensory deprivation. On the basis of the center for the promotion of family education "Coast of Hope", teachers carry out work on the adaptation of children to the center, to the age and gender groups in which the pupil is located, as well as to independent life in society. The work on adaptation is carried out with the help of psychological and pedagogical programs "Path to adulthood", "I am learning to understand and express emotions", "I am learning to communicate and resolve conflicts".
Ключевые слова: адаптация, депривация, центр содействия семейному воспитанию, разновозрастная и разнополовая группа, психолого-педагогическая программа.
Keywords : adaptation, deprivation, the center for the promotion of family education, a group of different ages and different sexes, a psychological and pedagogical program.
Проблема адаптации волновала учёных с давних времён. Так, педагоги и психологи широко рассматривают адаптацию детей первого класса к школе как новому объекту социальной среды, в которую впервые попадает ребёнок. Затем авторы обращаются к адаптации детей пятого и десятого классов, поскольку происходит переход детей в среднее и старшее звено школы. Сегодня большое внимание педагоги и психологи уделяют адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в реабилитационных центрах и центрах по содействию семейному воспитанию.
Так, ещё А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн говорили, что адаптация – это способность организма человека приспосабливаться к новым изменяющимся условиям окружающей среды. По мнению авторов, в данном случае ребёнок попадает в новую для него обстановку, ситуацию общения и взаимодействия. В процессе адаптации ребёнок испытывает стресс, который он, так или иначе, переживает в этот сложный период. Успешность прохождения адаптации будет зависеть от психофизиологического состояния организма, способов и интенсивности реагирования ребёнка на возникающие трудности на данном этапе.
Г. М. Иващенко указывает на следующие признаки дезадаптации ребёнка в центре содействия семейному воспитанию [2, с. 78] :
- слёзы и плач детей (чаще всего дети от 3 до 8 лет). Автор приходит к выводу, что слёзы являются своеобразным «предохранителем» нервной системы, они не дают ей перегружаться. Не нужно бояться детских слёз, они способствуют более успешному прохождению адаптации. Часто плачут и старшие дети, особенно, если попадают в разновозрастную группу с маленькими детьми;
- депрессия и «заторможенность» ребёнка. Особенно часто такое случается у подростков и старших школьников от 14 до 18 лет. Так, попадая в разновозрастный коллектив в центре, может происходить столкновение ведущих видов деятельности. Так, у дошкольников это игра, у младших школьников – учение, у подростков – интимно-личностное общение со сверстниками. Так, попадая в совсем детский коллектив, подростку трудно найти сверстников – друзей для интимно-личностного общения. В данном случае о может впасть в тяжёлую депрессию, если ему не с кем поделиться своими проблемами;
- конфликтность ребёнка в период адаптации. Переживая адаптационный период, ребёнок любого возраста может проявлять повышенную тревожность и агрессивность по отношению к окружающим его детям в группе. Так, Э. А. Минкова делает вывод, что старшие дети в центре могут конфликтовать с младшими, проявлять по отношению друг к другу агрессию в связи с разницей в возрасте и гендерных различиях [4, с. 89]. По мнению автора, с самого начала при поступлении ребёнка в центр необходимо проводить работу с ним по развитию уважительного отношения к старшим и оказания помощи младшим;
- гиперактивность и расторможенность ребёнка. Чаще всего это случается с детьми от 3 до 7 лет. Ребёнок может вести себя слишком вызывающе и активно, чтобы всеми силами обратить на себя внимание окружающих;
- возникновение заниженной самооценки. Особенно часто это случается в подростковом и старшем возрасте. Т. М. Хижаева утверждает, что дети поступают в центр из неблагополучных семей, где их самооценка уже была понижена, а в период адаптации дети любого возраста остро ощущают свою ненужность, брошенность родителями, отсутствие любви с их стороны [6]. Это может выражаться в негативизме, непослушании, желании делать всё по-своему и наоборот, а не как того требуют правила и нормы социального общения;
- упрямство ребёнка. Оно может проявиться в любом возрасте при поступлении в центр. Ребёнок может специально проявлять упрямство и негативизм, поскольку ещё не воспринимает окружающих его людей в новой обстановке;
- снижение иммунитета, аппетита, заболевания ОРВИ в период адаптации.
Таким образом, Л. В. Безбородова приходит к выводу, что ребёнок поступает центр содействия семейному воспитанию с такими видами депривации, как материнская, эмоциональная и психосоциальная, двигательная и сенсорная [1, с. 64]. Автор приходит к выводу, что в центр дети попадают, испытывая материнскую депривацию или недостаток материнской любви и заботы. Все остальные виды депривации возникают на основе материнской депривации. По причине отсутствия материнской любви и заботы у ребёнка происходит задержка познавательного, интеллектуального, эмоционального, личностного, сенсорного и двигательного развития.
В центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды» педагоги проводят активную работу по адаптации поступающих воспитанников к центру и самостоятельной жизни в обществе по следующим психолого-педагогическим программам:
- «Путь во взрослую жизнь». Данная программа включает в себя такие разделы, как «Кухня», «Коммуникативные игры», «Этика общения с младшими и старшими», «Этика общения с противоположным полом». Особенно ценным является раздел «Кухня». Он предполагает социальную адаптацию детей и подростков с помощью кулинарной терапии. В процессе реализации данного проекта младшие дети обучаются культурно-гигиеническим навыкам в процессе приёма пищи, этикету за столом, умению сервировать стол по всем необходимым правилам. Старшие дети составляют технологические карты приготовляемых блюд, изучают технику безопасности в процессе использования плиты, других приборов. Дети самостоятельно готовят любимые блюда, угощают ими младших, научаются уважительно относиться к ним, сами обучают малышей правилам этикета за столом. В разделе «Коммуникативные игры» дети разных возрастов научаются вступать в контакт и взаимодействие с окружающими, проявлять уважительное отношение друг к другу, проигрывают особенности поведения в различных ситуациях общения. Занятия помогают развивать познавательный интерес, снимать тревожное состояние в период адаптации в центре;
- «Учусь понимать и выражать эмоции». В процессе реализации настоящей программы дети развивают свой эмоциональный интеллект, научаются понимать эмоциональное состояние окружающих, сочувствовать и сопереживать младшим и старшим, обучаются свободно выражать свои собственные эмоции;
- «Учусь общаться и разрешать конфликты». Данная программа помогает развивать у детей способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации в различных ситуациях общения. Так, подростки центра научаются различать конструктивный и деструктивный конфликты, проигрывают на тренингах конфликтные ситуации, пытаются найти выход из таких проблемных ситуаций, ставят цели и пути их достижения.
В ходе занятий с детьми и подростками применяются такие психотерапевтические техники, как арт-терапия, гештальт-терапия, сказкотерапия, психодрама. Дети активно включаются в работу, обучаются самостоятельно находить выход из создавшейся критической ситуации.
Таким образом, попадая в новую социальную ситуацию, ребёнок проходит процесс адаптации или приспособления к новой окружающей действительности. Так основными признаками стресса ребёнка при этом являются слёзы, депрессивное состояние, повышенная агрессивность и негативизм, раздражительность, плохой аппетит и снижение иммунитета, повышенная тревожность и психическая напряжённость.
В центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды» педагоги работают в период адаптации детей по таким программам, как «Путь во взрослую жизнь», «Учусь понимать и выражать эмоции», «Учусь общаться и разрешать конфликты». Педагоги используют такие педагогические технологии, как арт-терапия, гештальт-терапия, сказкотерапия, психодрама.
Список литературы
1. Безбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Л. В. Байбародова. – М. : Академия, 2016 – 157с.
2. Иващенко Г. М. О новых тенденциях в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. – М. : Академия, 2013. – 268с.
3. Лахова Е. Ф. Проблемы семьи и семейной политики в России/ Е. Ф. Лахова // Социальная работа с семьей. – 2015. – № 4. – С. 37 – 40.
4. Минкова Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи/ Э. А. Минкова. – М. : ВЛАДОС, 2015 – 205с.
5. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М. : АРКТИ, 2016. – 275 с.
6. Хижаева Т. М. Роль социально-трудовой реабилитации в социализации личности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Отечественный журнал социальной работы. – 2013. – №3. – С. 12 – 16.