Ирина Дорош
Тряпичная кукла как средство приобщения современных детей к русской народной культуре и традициям
▼ Скачать + Заказать документы
ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ.
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
В. Шафнер
Обращение к Русской народной культуре и её традициям - один
из способов сохранения нравственных ценностей, исторического
и культурного наследия нашего народа. Народные традиции влияют
Публикация «Тряпичная кукла как средство приобщения современных детей к русской народной культуре и традициям» размещена в разделах
на формирование личности ребёнка, воспитывают искренние чувства патриотизма, прививают любовь к Родине, родной природе.
Что бы сохранить и передать следующим поколениям культурное
и нравственное наследие нашего народа, нужно возрождать к жизни народные промыслы, в том числе самодельную тряпичную куклу. Кукла - частица нашего детства. Она всегда была и остаётся любимой игрушкой детей. Девочки и мальчики с удовольствием играют в куклы.
В игре с куклой зарождается сюжетно – ролевая игра, она способствует развитию культурно – бытовых навыков, развитию фантазии.
В современном мире существует огромное количество предприятий, штампующих игрушки различными способами, из различных материалов. Но что может быть лучше игрушки, преподнесённой в подарок близкому человеку, сделанной с любовью, своими руками - в которую вложили душу
и тепло своих рук.
Начина с младшего возраста знакомлю детей с истоками русской народной культуры - Русскими народными сказками, потешками, колыбельными песенками. Детям постарше рассказываю о народных традициях и праздниках, участвуем в рождественских колядках. В нашей группе есть уголок народного творчества, в котором находятся кухонная утварь, расписанная под золотую Хохлому, расшитые салфетки, матрёшки, глиняные Коргопольские свистульки, Дымковские барышни, заливистые колокольчики из различных уголков нашей необъятной страны. Мы часто беседуем о предметах старины и их назначении, о процессе изготовления
и материалах из которых они сделаны. На занятиях по ИЗО деятельности дети воплощают в своих работах все знания, и всю свою фантазию, которую они черпают из наших бесед и занятий по Ознакомлению с Окружающем Миром.
Сейчас наша коллекция пополняется тряпичными куклами, сделанными своими руками. Почему я выбрала тряпичную куклу,
как средство приобщения детей к народной культуре. Знакомство детей
с историей и традициями возникновения народной тряпичной куклы,
с техникой её изготовления, вызывает у детей неподдельный, живой интерес. Развивает художественные, эстетические чувства. Прививает любовь
к Русской национальной культуре, её традициям и обрядам. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что дети учатся общаться, фантазировать, творить. В процессе занятий по изготовлению кукол у детей формируется усидчивость, целеустремлённость, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика рук. Это навыки, которые пригодятся ребёнку в дальнейшем процессе обучения в школе.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)
«Кто в куклы не играет – тот счастья не знает»
(народная мудрость)
ИЗ ИСТОРИИ КУКЛЫ
Кукла – одна из древнейших игрушек человечества, её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид.
Самая древняя кукла была найдена в египетской гробнице, сделанная около 4тыс. лет назад, она представляла собой маленькую фигурку - грубый чурбанчик без рук и ног, с волосами из глиняных бус. Эти куклы
не предназначались для игр, а имели культовое значение. Куклы хоронились вместе с хозяином, дабы умерший не был одинок.
В Древнем Риме куклы использовались жрецами в проведении ритуалов и мистерий, а позднее из объекта поклонения переместились
на сцену народных театров. В Средневековой Европе в период господствующего католицизма создание кукол было порицаемо Церковью, ибо считалось кощунственным искажением человеческого образа. Однако, несмотря на неодобрение Церкви, куклы продолжали сопровождать основные сферы человеческой жизни.
Традиционные куклы у Славян имели свои характерные особенности. Самые первые делались из золы, смешанной с водой; скатывался шарик,
а потом к нему прикреплялась из лоскута юбка. Такая кукла называлась
«Баба» - женское божество. Были куклы для мужчин, для женщин, для детей. В каждой семье делали не менее 30 разновидностей.
В России кукольное ремесло развивалось своим особым путём. Центрами народного кукольного промысла считались Городец,
село Богородское, Сергиев Посад - зверушки, барыни, свистульки – народные умельцы создавали необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки. При Петре 1 из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые открыли секреты папье-маше русским монахиням. Тело, ручки и ножки кукол изготавливались в ручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт – Петербурге.
К концу 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрос. Зародилась тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ. Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить этот вид деятельности.
Кукла не подвластна времени, и по прежнему молода.
КУКЛА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА
Кукла – сопровождает ребёнка с первых дней жизни, сначала как оберег младенца, затем как друг и помощник в игре. Играя в куклы, ребёнок включается в мир людей. Кукла выполняет незаметную, но очень важную роль в становлении личности ребёнка. Она несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – нравственное воспитание. Маленький ребёнок, играя с куклой, подражает действиям взрослых. Так же купает, кормит куклу, как и его самого, происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в своей семье, отображают обобщённые представления о них. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В. А. Сухомлинский)». Через игры с куклой ребёнок входит в жизнь полноправным членом общества.
ИЗ ИСТОРИИ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ.
«Тряпичная кукла – кладезь народной
мудрости, хранительница преданий,
обрядов и традиций своего народа»
М. Е. Салтыков - Щедрин
Начиная с младшего возраста, знакомлю детей с Русской историей
и культурой, её традициями, через народно – прикладное искусство, народные промыслы. В частности через народную тряпичную куклу.
С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Невозможно назвать точную дату, когда изделие появилось впервые на Руси. Тряпичные фигурки встречались ещё у славян Древней Руси, они сопровождали наших предков от рождения до самой смерти, они участвовали во многих обрядах и ритуалах. Без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии. Вместе с ними начинались посевные работы, игрушки брали на рыбалку или охоту, для привлечения удачи. Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца, не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами.
Изготовление тряпичной куклы было уделом женщины, хранительницы родовых традиций. Кукол делали не для продажи, а для себя, как обереги, как обрядовые символы - с надеждой и, главное,
с большой любовью. Каждая кукла имела своё предназначение. Она могла быть утешением, развлечением, лекарством, поучением. Кукла не являлась предметом интерьера, поэтому красота являлась вторичным по сравнению
с содержанием. Долгое время кукол делали без лица. Делали это по двум причинам, во-первых, в доме не нужны были лишние свидетели семейных ссор и тайных бесед. Ведь через очи или уста в игрушки могли проникнуть злые духи, и принести в дом несчастья. Во вторых неудачно нарисованное лицо, способно испортить характер куклы. Куклам так же не давали имён, считая, что подобным образом можно навлечь невзгоды на человека – тёзку.
Мастерица делала куклу так, как научила её мама и бабушка.
Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутый белой льняной тряпицей лицо, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута. Изготавливали куклу неспешно, обстоятельно, при этом напевали, приговаривали или читали молитвы. Лоскутки брали из ткани ношеной одежды, или бывшего в использовании постельного белья,
и обязательно использовали ткань природную (натуральную). Детали куклы не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке особым узлом, или специальным крестом, а потому в процессе изготовления
не использовали ни ножниц, ни иголок. Ещё одна особенность тряпичных - обрядово – обережных кукол, их изготавливали в один приём, не откладывая начатый процесс «на потом».
НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА В
СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
В наше время дети, как и раньше, любят играть в куклы
и с удовольствием учатся делать их сами. И если вложить в фигурки труд, усердие, терпение, тепло рук и сердец, куклы получаются «живыми» и они служат долгое время. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья.
В играх с куклами дети учатся общаться, быть чуткими и внимательными, проявлять милосердие, фантазировать, тренировать память, творить.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения детей к истории и культуре русских народных традиций.
КЛАССИФИКАЦИЯ КУКОЛ ПО НАЗНАЧЕНИЮ.
Куклы делятся на три группы: куклы - обереги, игровые куклы, обрядовые куклы.
КУКЛЫ - ОБЕРЕГИ.
«Кручу верчу, создать хочу,
Куколку красивую, Дивную и милую.
Пусть наш дом оберегает,
И злых духов отгоняет».
Куклы - обереги были человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов, берегли его - их так и называли: берегиня. Изготовление куклы, считалось сугубо женским занятием, мужчины не могли даже смотреть
на весь процесс изготовления. От того с каким настроением садилась женщина за работу могла зависеть её судьба и судьба её семьи.
Поэтому делали кукол только в хорошем настроении, при этом читали молитвы или просто молчали. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц «мотанки» (что бы жизнь человека не была «колотая» и «резаная»). Скреплялись детали между собой нитками, лентами, крестообразно. Ткань старались при изготовлении кукол не резать,
а рвать. У тряпичных кукол не было лица, это связано с древними поверьями, с ролью куклы в прошлом, как магического предмета. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевлённая, а значит не доступная для вселения в неё злых духов.
Кукла «Пеленашка». Ещё до рождения ребёнка, когда женщина узнавала, что у неё будет маленький, она начинала мастерить тряпичную куколку «пеленашку», делали её по строго заданным правилам; что бы сделать тело – трубочку ткань шесть раз сворачивали и разворачивали
и лишь на седьмой скатывали окончательно. Женщина клала пеленашку
в люльку, что бы та обогревала и оберегала люльку от дурного глаза.
Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним, оберегала новорожденного от болезней и нехороших людей. Что бы ребёнок крепко и спокойно спал, мать нашё птывала: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Кукла отвлекала на себя злых духов, оберегая ребёночка.
Кукла «Ангел – Хранитель». Такую куклу – оберег делали своими руками в подарок своим родным и близким. Считалось, что дарится
не просто игрушка, а дарится душевное человеческое тепло.
Ангел –Хранитель накрывает своим крылом, оберегая от зла, от житейских невзгод, предостерегает от грехов.
Куклы «День и Ночь». Эти куклы – обереги жилища, они оберегают смену дня и ночи, днём вынимали светлую куколку День, она молодая, живая, подвижная, работящая. Она хозяйка Дня. Следит, что бы солнышко светило, что бы люди в будние дни трудились, а в праздники веселились, пели, плясали.
Кукла «Крупеничка» («Зерновушка»). Эта кукла - оберег на сытость и достаток в доме. Традиционно эту куклу наполняли гречишным или пшеничным зерном. Весной при посеве первые горсти брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно, которое хранилось в нём, символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли.
Кукла «Филипповка». Эта интересная шестирукая кукла – помощница по хозяйству, хранительница порядка в доме.
Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 Лихорадок». Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, что бы отпугивать демонов - трясовиц, приносящих болезни, которых звали (Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея). 15 января каждого года оберег заменяли на новый.
Куклу – оберег давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу в дальнюю дорогу. Каждая кукла – оберег имела своё предназначение в доме, изготавливалась для защиты, и на все случаи жизни.
ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ
Редкие праздники на Руси обходились без традиционных обрядовых кукол. У каждого народа есть свои обряды, наши предки использовали тряпичные куклы при проведении сезонных и религиозных праздников, свадеб. Обрядовых кукол почитали и ставили в доме в «красный угол».
Так, например куклу «Вербницу» выставляли на Вербное воскресенье,
а затем, как и другие пасхальные куклы, прятали, и бережно хранили.
На «Масленицу» делали куклу из соломы или лыка, обязательно использовали тонкий ствол берёзы, олицетворяя буйную силу растительности - «Масленицу» сжигали, прося ухода зимы и приближения весны: «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось,
что с дымом уходят все горести, болезни и невзгоды.
Тряпичную куклу «Неразлучники», сделанную своими руками, мать дарила дочери на свадьбу, благословляя её на замужество, оберег семьи
и брака. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшись за руки, но если приглядеться, то видно, что рука у них одна, и сделана из цельной тряпочки, а следовательно, их нельзя разъединить.
На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу «Купавка», наряжали её в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки «Купавке» вешали ленточки, которые символизировали заветные девичьи желания. Потом куколку отправляли плыть по реке, считалось, что вместе
с куклой уплывут от людей недуги, несчастья и невзгоды.
ИГРОВЫЕ КУКЛЫ
Для забавы детям делали - игровую тряпичную куклу «Столбушку» Она была самой простой в изготовлении, из названия понятно, что основой такой куклы должен быть «столбик», одеть «Столбушку» можно в любой наряд, на голове можно сделать косичку, тогда получится барышня, а можно повязать платок. При изготовлении такой куклы так же не использовали колющие и режущие предметы.
Куклы для игр изготавливались под определённый возраст ребёнка. «Зайчик на пальчик» делали грудничкам, надевали малышу, как колечко, что бы он мог им забавляться, мусолить его, мять, сосать. С ребёнком постарше можно было обыграть любой стишок про зайку.
В куклу «Малышок – голышек» играли детки постарше, от года.
Для развития мелкой моторики изготавливали куколки «Горошинка», «Фасолинка», «Пшеничка», основу неплотно набивали различными бобовыми семенами. Если куклу мять и тискать горошинки перекатывались, массируя ладошки.
Вечная девчоночья игра в «дочки – матери» не обходилась без куклы «Пеленашки», завёрнутая в тряпочки скрутка, напоминает спелёнатого младенца. Девочки, играя, осваивали азы житейского уклада, носили на руках, укачивали, кормили.
Кукла - «Хороводница» - тряпичная куколка на палочке, нарядная, задорная. Если палочку вращать, то куколка будет танцевать, и заводить всех на танец.
«Девка - Баба» - двойная кукла сюрприз, в народе её называют «Перевёртыш», в которой отражены 2 главные сущности отличия женского и девичьего образа. Девичий образ – это красота, беззаботность, а женщина – она хозяйственная, степенная, у неё все заботы о доме, о семье.
Кукла «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками 10 – 12 лет и была экзаменом по шитью. Шили их в основном
во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, и хвастались нашитыми куклами.
ВЫВОД
Русская народная тряпичная кукла - неотъемлемая часть Русской культуры. В наше время она возрождается из забвения. И пусть
с удовольствием её делают и играют наши дети, внуки и передают,
как драгоценный дар всем последующим поколениям.