МААМ-картинки

ТРИЗ в сказках

Татьяна Горбунова
ТРИЗ в сказках
▼ Скачать + Заказать документы

ТРИЗ в сказках.

Сказки всегда привлекали внимание педагогов и психологов. Прежде всего, из-за нравственного влияния, которое они оказывают на детей: учат различать добро и зло, знакомят с историей и традициями народа. Трудно переоценить роль сказок в формировании речи дошкольников. Но хотелось бы затронуть такую проблему, как влияние сказок на развитие мышления, формирование творческого воображения ребенка.

Публикация «ТРИЗ в сказках» размещена в разделах

Многие педагоги понимают под этим лишь придумывание детьми новых сказок. Однако придумывание – такой этап, когда дети опираются исключительно на жизненный опыт, знания, интуицию. Помощь взрослых в этом виде деятельности должна быть сведена до минимума (если мы конечно хотим, чтобы ребенок самостоятельно придумал сказку – от начала до конца). Поэтому целесообразнее решать вначале сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному продумыванию своих собственных сказок.

Использование сказочных задач в обучении детей творческому мышлению стало неотъемлемой частью занятия с применением теории решения изобретательских задач. Это объясняется не только тем, что в любой сказке неизбежно возникают противоречия между персонажами, которые необходимо разрешать, но и тем, что выход из создавшихся затруднительных положений зачастую зависит от выявления и использования различных ресурсов. Более того, при решении любой сказочной задачи дети стремятся с наименьшими затратами. Главное при решении сказочной задачи – не изменить или минимально изменить сюжет сказки.

Накопленный опыт свидетельствует: умение решить сказочную задачу, почти не изменив сюжета сказки, приходит не сразу и зависит от подготовленности детей.

Основным критерием создания сказочной задачи является нахождение противоречия между персонажами сказки. Лаборатория дошкольной ТРИЗ предлагает схему взаимодействия персонажей, по которой можно легко создать сказочную задачу на базе имеющейся сказки. Для примеру рассмотрим данную схему применительно к русским народным сказкам, а заодно проследим ход мышления детей разного возраста.

Первый тип взаимодействия:

А Б,

---

Где ___ положительное воздействие;

--- отрицательное воздействие.

Один персонаж (объект А) воздействует на другой (объект Б) положительно, в то время как второй воздействует на первый отрицательно. Легко проследить, как много сказок подпадает под такой тип взаимодействия: это и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», и «Курочка Ряба», и тот же «Колобок».

Просила Аленушка братца: «Не пей водицы, козленочком станешь». Не послушался Иванушка. Задача формулируется следующим образом: «Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал». Ответы детей варьируются: у малышей решение задачи связано с привлечением многих ресурсов, как готовых, так и производных, что, конечно же. Изменяет сюжет сказки - «Взять с собой водички», «Зайти в лес и поесть сочных ягод», или даже «Поискать ручеек». Безусловно, эти ответы принимаются, но для детей более старшего возраста, задача усложняется, ведь по сюжету сказки леса нет, «солнце высоко, поле широко, а колодец далеко». Характерный ответ для детей 4,5 – 5 лет: «Сделать след своей ногой и из него напиться». Здесь уже ярче выражена изобретательность – трансформировать чужой в след в свой.

Преимущество сказочных задач состоит в том, что необязательно ориентировать детей на то, как развернется сюжет сказки в связи с решением данной задачи. Речь идет лишь о предлагаемой ситуации, задаче, которую нужно решать.

Аналогично предыдущему примеру сказочная задача по сказке «Курочка ряба» формулируется следующим образом: «Как сделать так, чтобы яичко золотое не разбилось, хотя мышка все равно пробежит и махнет хвостиком?»

Ответы предлагаются различные: «Накрыть яичко чашкой», «Положить его в тарелочку». Более грамотные ответы связаны с преобразованием самого стола, на котором находится золотое яичко: «Выдолбить в столе ямку и туда положить яичко», «Сделать стол вогнутым». Действительно, трудновато придется мышке в этой ситуации.

Со сказочной задачей по сказке «Колобок», когда он должен сделать так, чтобы и песенка была услышана, и живым нужно остаться, связан один примечательный ответ. Ребенок предложил забраться Колобку не на лисий носик и уж тем более на язычок, а на макушку, чтобы плутовка не смогла достать столь лакомый кусочек.

Второй тип взаимодействия:

А---Б

---

Персонаж воздействует на другого отрицательно, и тому ничего не остается, как тоже влиять отрицательно. К этому типу можно отнести такие сказки, как «Лиса и заяц», «Маша и медведь» и др. Хорошо, что Машенька обхитрила медведя, напекла пирожки, но по замечанию одного из детей: «А я бы все равно проверил короб перед дорогой». Прекрасно, сказочная ситуация на лицо : «Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?». Ответы примечательны: «Не варить ему, не убирать, не стирать, он Машу выгонит». Но вдруг медведь рассердиться, и съест Машу? Следуют более интересные ответы детей: «Притворится больной», «Делать все в пол силы, как бы нехотя» и т. п.

Третий тип взаимодействия:

А---Б,В

---

Один персонаж взаимодействует с несколькими одновременно. Замечательно, что в большинстве сказок взаимодействие это оказывается обоюдно отрицательным. Такие сказки, как «Три медведя», «Девочка и разбойники», идеально подходит по этому типу сказок и данному типу взаимодействия персонажей. Но для примера хотелось бы привести ответы детей на сказочную задачу по сказке «Приключение Буратино» А. Толстого. Задача формулировалась следующим образом: «Как сделать так, чтобы кот Базилио и лиса Алиса не смогли отобрать 5 золотых монет подаренных Буратино Карабасом – Барабасом?» Наиболее интересные ответы: «Сделать золотые не настоящими, например, обернуть пуговицы в фольгу и отдать их коту и лисе», то есть отдавать –то надо, но совсем другие – фальшивые. И еще: чего не боится деревянный Буратино и чего боятся кошки и лисы? Конечно, же воды! Дети предложили Буратино не бегать по полям и лесам, а сразу спрятаться в пруду.

Таким образом любую сказку достаточно лишь «подставить» под вышеуказанные типы взаимодействия персонажей, и останется только выбрать сказочную задачу.

Публикации по теме:

Картотека игр по технологии ТРИЗ (часть 1) Игры на выявление подсистемных связей «Где живет?» (проводится со 2 младшей группы) Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего.

Конспект занятия «Математика в сказках» Конспект № 1 «Узнай героя сказки» Цель: Формировать у детей представление о составе числа 10 из единиц; упражнять в умении воспроизводить.

Конспект занятия «Женский образ в татарских народных сказках» Занятие (ООД) Тема: "Женский образ в татарских народных сказках". Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Познание", "Коммуникация",.

Занятие по обобщению и закреплению знаний о сказках в подготовительной группе в форме игры «Поле чудес» Возрастная группа :подготовительная. Интегрируемые образовательные области: " Коммуникация", "Познание ", " Социализация", "Художественная.

Методика ТРИЗ «Волшебный кружок» Методика ТРИЗ «Волшебный кружок». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность, может стать и чаще всего является.

НОД «Заяц в русских народных сказках» Конспект непосредственно образовательной деятельности (старший дошкольный возраст) Тема: «Заяц в русских народных сказках». Программное.

Сценарий спортивного развлечения в подготовительной группе «В гостях у сказках» МКДОУ БГО Детский сад № 21 комбинированного вида. Сценарий спортивного развлечения в подготовительной группе «В гостях у сказках». Подготовила:.

Технология ТРИЗ. Методическая разработка. «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового,соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию” Г. С. Альтшуллер Технология ТРИЗ Дошкольный.

ТРИЗ для дошкольниковТРИЗ для дошкольников ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) .Триз - это самая уникальная методика развития творческой деятельности дошкольников. В последнее.

Экология и ТРИЗ (из опыта работы) Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ в сказках
Опубликовано: 20 сентября 2015 в 17:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ в сказках» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Горбунова (УИ 44927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД