Наталья Шихалева
ТРИЗ игры для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1.«Есть или нет?»
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет
задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и
кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
2. ИМЯ – ДВИЖЕНИЕ. (ПО ПРИНЦИПУ СНЕЖНОГО КОМА)
Публикация «ТРИЗ игры для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники встают в круг. Начинает игру ведущий, он говорит: «Меня зовут
Маша, и я умею делать вот так (показывает какое – то оригинальное
движение). Второй участник повторяет имя и движение первого: «Её зовут
Маша, и она умеет делать вот так, а меня зовут Игорь, и я умею делать вот
так (показывает своё движение). Третий участник повторяет имена и
движения двух предыдущих и добавляет своё, и так до тех пор, пока
последний участник не назовёт своё имя и не прибавит к нему движение
3.«НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»
Игра проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое
время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение.
Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое
облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу.
Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное,
веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, помните, что
плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы
свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
4. Игра «Цепочка слов»
Ход игры
Дети делятся на две подгруппы.
Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.
Воспитатель называет слово например: зима –(какая) –ставит вагончик на
стол – зима.
Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)
Воспитатель: А что ещё бывает холодным?
Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаё т вопрос: А ветер
какой?
Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не
кончатся вагончики.
Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков (у
кого длиннее поезд
5 Игра «Что в чём»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход.
- Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)
- листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)
- экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)
- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)
Дети должны назвать не менее 5 систем.
6 Игра «Кем был раньше?»
Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта,
развивать смекалку, мышление.
Ход.
Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в
прошедшем времени.
Например:
- Лошадь (жеребёнок)
- Шкаф (доска)
- Хлеб (мука)
- Дуб (жёлудь)
-Лягушка (головастик)
-Бабочка (гусеница)
-Рубашка (ткань)
-Рыба (икринка).
7. Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… - все
пуговицы. Чем их можно заменить?
Дети: Липучками, кнопками, крючками…
- все книги
- все спички
- все ручки
8 .Дразнилка (с 5-лет).
Цель: учить образовывать слова с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Правила игры :
Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух,
подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
В: Кошка.
Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка… В: Пылесос.
Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка,
сломалище…
В: Мяч.
Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
В: Снег.
Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
В: Когда он может быть укрывалкой?
Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.
В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?
Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.
В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?
Д: Испарялочка, исчезалка…
В: Помидор.
Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище.
Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.
В: Подразните его в этот момент!
Д: Украшалочка, украшалка.
Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем речь
детей.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка?
Зачем дверь? Зачем нож?. А также вспомните кто такие растеряшки.
Ход игры:
Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с
другими участниками игры :
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской
карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция
предмета?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты
нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать.
Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).
В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.