Татьяна Губер
Тренинговые занятие для педагогов «Гендер или пол» (из опыта работы по теме «Девочки и мальчики два разных мира»)
▼ Скачать + Заказать документы
Губер Татьяна Васильевна,
методист
МБУ д/с общеразвивающего вида № 200 «Волшебный башмачок»
Тема опыта работы :
Тренинговые занятие для педагогов «Гендер или пол»
(из опыта работы по теме «Девочки и мальчики два разных мира»)
Современный этап развития образования в целом и дошкольного в частности характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформиро-вании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для всестороннего развития личности ребенка, способной реализо-вывать себя в социальном пространстве.
Публикация «Тренинговые занятие для педагогов „Гендер или пол“ (из опыта работы по теме „Девочки и мальчики два разных мира“)» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Так, согласно вступившему в силу 1 января 2014 г. Федеральному государст-венному образовательному стандарту педагоги должны переориентироваться на ра-боту с детьми в режиме развития, что может быть достигнуто посредством опоры на научную обоснованность и практическую применимость образовательных программ. На первый план выступает обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, организуемого на ос-нове принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Новый ВГОС ДО определяет в качестве обязательных 5 образовательных об-ластей.
В качестве одной из значимых образовательных областей выделяется «Социаль-но- коммуникативное развитие». Ее содержание направлено на освоение первоначаль-ных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
• развитие игровой деятельности;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, пат-риотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Как показывает анализ современной нормативно-правовой базы, обе-спечивающей качество дошкольного образования и регламентирующей деятельность ДОУ по его реализации, одной из приоритетных задач развития дошкольника, способ-ствующей интеграции подрастающего поколения в современный социум, является за-дача по обеспечению гендерной социализации дошкольников.
Заметим, что под гендерной социализацией принято понимать процесс ус-воения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Выделяются три функции определения функций гендерной социализации. Первая - функция усвое-ния, означающая постижение опыта жизни мальчика или девочки, мужчины или жен-щины (тех норм, моделей поведения, навыков и ценностей, которые соответствуют культурным представлениям о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе). Вторая - функция воспроизводства, предполагающая реализацию на практике усвоенных индивидом гендерных стандартов и предписаний. Третья— функция социального творчества. Это возможность создавать гендерные правила и отношения, а не только усваивать и воспроизводить существующие куль-турные нормы.
Гендерный подход в образовании как одно из проявлений личностно ориен-тированного (ненасильственного) взаимодействия педагогов и родителей с детьми, реализующий эгалитарную и индивидуально ориентированную модель гендерной социализации, опирается на следующие принципы:
• отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний; нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лица-ми женского и мужского пола;
• отсутствие ориентации на их «особое предназначение» и признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей;
• реализацию идей гендерного равенства;
• обеспечение каждому ребенку свободы выбора, поощрение его инди-видуальных интересов и предпочтений;
• создание реальных условий для возможности быть разными девочками и разными мальчиками.
Таким образом, логично утверждать, что эгалитарная модель развития и вос-питания предусматривает расширение возможностей выбора как для девочек / женщин, так и для мальчиков / мужчин, а также отход от такого понимания жен-ственности и мужественности, которое не позволяет им проявлять в полной мере все свои человеческие качества. Иными словами, гендерный подход созвучен ценностям и идеям гуманизма, толерантности к разнообразию и мировой практике ненасильственной педагогики, а также вполне адекватен тем социальным переменам, которые произошли в жизни современных женщин и мужчин.
В свете ФГТ требования к реализации гендерного подхода в дошкольном обра-зовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса:
• создание условий для полноценного физиологического развития раз-нополых детей (организация питания, сна, удовлетворения физиологических потребностей) с учетом половых различий;
• дифференциация видов деятельности разнополых детей (создать условия для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек рукоделием);
• учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полно-ценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями. Для детей младшего дошкольного возраста иметь в наличии игрушки животных мужского и женского пола, весь набор одежды для кукол (не только платья и обувь, но и носки, белье, перчатки, головные уборы). Для детей среднего дошкольного возраста попол-нить уголок ряженья, чтобы дети могли легко перевоплощаться в любых сказочных или реальных героев. Для детей старшего дошкольного возраста обеспечить каждому мальчику набор слесарных инструментов, конструкторы; девочкам — весь спектр обо-рудования для сюжетно-ролевых игр);
• предоставление возможности детям для постоянной позитивной транс-ляции собственного опыта;
• выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнопо-лыми детьми;
• в соответствии с этим обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей;
• создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога ДОУ;
• учет педагогом ДОУ гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком (при этом помнить, что отношения с ребенком всегда носят субъективный характер).
Чтобы все это внедрить в воспитательный процесс, каждый педагог должен определить для себя чем отличается понятие «гендер» от «пола». Для этого я Вам предлагаю несколько заданий для тренировки.
Цель занятия
Знакомство со способами исследования особенностей гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности.
Оснащение
1. Опросные бланки методики «Кто Я?» по количеству людей.
2. Опросные бланки методики «Я — женщина/мужчина» со списком незакон-ченных предложений по количеству людей.
3. Мольберт.
4. Листы А4 с определениями «гендер» и «пол».
5. Карточки с изображениями стирального порошка (3 шт., автомашины (3 шт., продукты питания (3 шт., автомагнитола (3 шт.).
6. Лист А4 с изображением детских игрушек или карточки с картинками: ма-шинка, плюшевый мишка, кукла, коляска.
Порядок работы.
Этап 1. Знакомство.
Этап 2. Презентация личного образа.
Этап 3. Упражнение тест «Пол или гендер».
Этап 4. Заполнение опросника «Я — женщина/мужчина».
Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина/мужчина».
Этап 6. Обсуждение результатов.
Этап 7. Игра «Новое поколение выбирает…» (40 мин)
Этап 8. Ролевая игра "В Детском мире".
Этап 9. Заключительный. Упражнение «Веночек».
Этап 1. Знакомство
Участники практического занятия рассаживаются в аудитории по кругу. Веду-щий предлагает всем представиться в произвольной манере: назвать имя, которое уча-стник предпочитает в качестве обращения к себе, одно прилагательное, наиболее емко характеризующее личность участника с его/ее точки зрения.
Этап 2. Презентация личного гендерного образа
После процедуры знакомства ведущий предлагает участникам задание предста-вить себя группе уже в качестве мужчины или женщины (в соответствии со своим по-лом).
Этап 3. Тест «Пол или гендер?»(10 минут)
Определение презентируемых понятий на «гендер» или «пол».
Тренер зачитывает следующие предложения, по которым надо определить, к ка-кому понятию они относятся: к полу или гендеру.
• Женщины дают жизнь детям. (пол)
• Девочек воспитывают, как правило, аккуратными и скромными, мальчи-ков – смелыми и решительными. (гендер)
• Мать - символ любви, заботы и мира. (гендер)
• У мальчиков в подростковом возрасте голос начинает ломаться. (пол)
• Женщины эмоциональны, мужчины рациональны. (гендер)
• Среди высших религиозных руководителей мусульман нет жен-щин. (гендер)
• Во время месячных многие женщины чувствуют недомогание. (пол)
• В традиционном индийском обществе женщинам во время месячных вос-прещалось посещать храм, готовить пищу, общаться с семьей. (гендер)
• В странах СНГ много комитетов солдатских матерей, но нет ни одного комитета солдатских отцов. (гендер)
Этап 4. Заполнение опросника «Я — женщина/мужчина»
Инструкция
Вы получили опросные бланки, где в столбик написаны незаконченные предло-жения, которые начинаются с фразы «Я — женщина» или «Я — мужчина» (бланки раз-даются в соответствии с биологическим полом участников занятия) и далее оставлена пустая строка. Пожалуйста, в течение 10 минут продолжите предложения.
1. Я — женщина (мужчина, потому что.
2. Я — женщина (мужчина) и хочу, чтобы.
3. Я — женщина (мужчина, и для меня.
4. Я — женщина (мужчина) и не терплю, когда.
5. Я — женщина (мужчина) и могу.
6. Я — женщина (мужчина) и рада, когда.
7. Я — женщина (мужчина) и знаю, что.
8. Я — женщина (мужчина) и опечалена тем, что.
9. Я — женщина (мужчина) и делаю.
Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина/мужчина»
Для каждого предложения выводится балл, показывающий, насколько данное предложение характеризует ответившего как соответствующего гендерному стереотипу (2 балла, несоответствующего (0 баллов) или нейтрального (1 балл). В этом случае индивидуальная оценка степени стереотипности / нестереотипности носит субъективный характер, то есть сам ответивший определяет для себя характеристики гендерного стереотипа.
Примеры предложений и варианты ответов с оценкой
Я — женщина потому, родилась такой 2
что - мне нравится быть такой 0
просто женщина 1
Я — женщина и хочу, я всегда была красивой 2
чтобы - меня уважали и ценили мое мнение 0
был мир во всем мире 1
Я — женщина и могу. быть терпеливой 2
добиться в жизни всего сама 0
позволить себе некоторые вещи 1
Полученные по всем предложениям результаты суммируются.
Этап 6. Обсуждение результатов
Набранное количество баллов от 19 до 27 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как соответствующую гендерному стереотипу; количество баллов от 10 до 18 — о том, что личностью плохо осознаются или «вытесняются» собственные гендерные характеристики; количество баллов от 0 до 9 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как не соответствующую гендерному стереотипу.
Этап 7. Новое поколение выбирает(40 мин)
Материалы.
Изображение, карточки с названиями или реальные товары, которые могут быть и являются предметами рекламы – стиральный порошок, моющие средства, автомаши-ны, продукты питания, и т. п. Каждого товара, карточек или изображений может быть по три экземпляра.
- Объединить присутствующих в малые группы, чтобы количество таких групп было кратно трем.
- Выдать группам товары для рекламирования. Каждой “тройке” групп следует выдать одинаковые товары, но одна группа рекламирует их в традиционно патриархатном плане, другая – в гендерно нейтральном, третья – гендерно чутком. Задание относительно подхода (патриархатный, гендерно нейтральный или гендерно чуткий) может знать лишь группа, которая его будет рекламировать (готовить рекламную акцию).
- После подготовки (5-10 минут) группы демонстрируют свой “рекламный ролик”.
- После показа всех рекламных роликов надо попросить всех выйти из ро-лей и спросить,
- Что вы увидели в каждом из роликов?
- Чем они отличались?
- Можете ли вы привести подобные примеры из жизни?
- Легко ли было подготовить ролик патриархальный? гендерно нейтраль-ный или гендерно чуткий?
- Для чего может быть полезным это упражнение?
Этап 8. "В Детском мире".
Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все что нужно для игры.
Предоставьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.
Этап 9. Заключение.
Упражнение «Веночек».
По очереди все присутствующие кладут руку на плечо соседу слева (или справа, но все в одном направлении) и дарят те знания или навыки, которые были приобретены на протяжении занятия или курса. В конце веночек замыкается. Тренер говорит, что, убирая руку, мы не разрываем венок, а присоединяемся к большому венку тех, кто уже прошли подобные занятия.
Определения понятий, используемых в «Терминологической разминке» :
Гендер — деятельность по организации ситуативного поведения в свете норма-тивных представлений об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу.
Гендер — одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психо-логическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные сте-реотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность.
Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий пережи-вание человеком себя как представителя определенного пола. Гендерная идентичность — одна из базовых характеристик личности и формируется в результате психологиче-ской интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации.
Гендерная роль — разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с по-лом.
Гендерные предпочтения — отражение желаемой половой идентичности.
Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях по-ведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».
Маскулинность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин.
Пол — биологическая категория, описывающая анатомические, гормональные и физиологические особенности мужчин и женщин.
Сексуальность — биологически укорененный внутренний инстинкт или им-пульс, сексуальная ориентация индивида (гомосексуальность, гетеросексуальность) или сексуальная идентичность.
Социальная идентичность — те компоненты «Я» человека, которые пережи-ваются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе.
Фемининность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин.