Стрелкова Татьяна
Тренинговое занятие по правовому воспитанию «Мы — дорожим друг другом» для родителей и детей СРЦН
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Семья – важнейший фактор, персональная среда развития личности ребенка. В современном обществе, когда родители очень загружены работой и различными бытовыми проблемами, на полноценное общение и игры с детьми, остается минимум времени. Зачастую родители подменяют внимание и душевное тепло покупками и неограниченным временем около телевизора/компьютера. Детям необходимо чувствовать себя нужными, понимаемыми, принимаемыми и никакие материальные проявления любви не заменят это. Ребенку важно, чтобы с ним порисовали, полепили, построили город из песка или почитали. Для того чтобы показать родителям различные формы игрового взаимодействия с ребенком, а также способствовать популяризации семейного благополучия и родительской успешности, было разработано данное занятие.
Публикация «Тренинговое занятие по правовому воспитанию „Мы — дорожим друг другом“ для родителей и детей СРЦН» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Наряду с улучшением эмоциональной обстановки в семье занятие может дать дополнительный диагностический материал педагогам-психологам: такие упражнения как «Волшебные картинки» и совместное рисование отражают картину взаимоотношений детей и родителей.
Данное занятие может использоваться в работе педагога - психолога, как для улучшения внутрисемейных отношений, так и в качестве полезного досуга.
Роль правового воспитания в формировании гражданской зрелости воспитанников СРЦН. Изучение подростками Конституции Российской Федерации. Участие родителей в проведении бесед, «круглых столов», посвященных проблемам соблюдения законов, норм и правил общежития.
Разъяснение понятий «закон», «правонарушение», «преступление». Виды правонарушений и ответственность за них.
Формирование убежденности в необходимости выполнения законов, укрепления законности и правопорядка. Профилактика правонарушений и искоренение причин и условий, порождающих преступления.
Форма проведения – занятие-тренинг совместное : родители – дети.
Тренинг – это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого – личностное развитие членов тренинговой группы.
Цель: повышение уровня правовой культуры родителей как условие соблюдения прав ребенка в семье, закрепление знаний у детей «Права ребенка». Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества; улучшение эмоциональной обстановки в семье.
Задачи:
Для родителей : уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, формировать понимание, что семья ответственна за ребенка.
Для детей : способствовать формированию чувства ответственности за другого человека, умения сотрудничать, развитию коллективных навыков общения среди сверстников и с взрослыми.
Предварительная работа:
с родителями
-информационные стенды в родительском уголке :
• «Декларация о правах ребенка» (приложение № 1);
• «Способ открыть ребенку свою любовь» (приложение № 2).
• Раздаточные листы для родителей – «Приемы, которые помогут Вам контролировать собственные агрессивные импульсы» (приложение № 3)
Тренинг готовит и проводит педагог-психолог, воспитатель принимает участие совместно с детьми и родителями.
Место проведения. Комната отдыха.
Участники: воспитанники СРЦН, родители.
Оборудование:
Клубок ниток, лист ватмана, имитация свидетельства о рождении, лист бумаги, фото воспитанников, клей, картинка божьей коровки, простой карандаш
- мягкий мяч;
- платок, завязать глаза;
- разрезные картинки;
- карандаши;
- карточки с видами деятельности.
Вводная часть
Приветствие. Продолжительность – 3 минуты.
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые ребята и их родители!
Объявление темы и цели тренинга.
Обсуждение и принятие правил группы.
Разминка. Продолжительность – 5 минут
Упражнение «Паутинка»
Педагог-психолог: У меня в руках клубочек. Каждый кто его получит называет свое имя ребятам нужно будет рассказать о своей маме (папе) : какой (ая) он (а, что любит, что ей (ему) нравится, что не нравится. А вам – родителям нужно будет рассказать о своем ребенке: какой (ая) он (а, что любит, что ей (ему) нравится, что не нравится, чем увлекается.
А затем обматываете конец нити вокруг своей ладони прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику. Каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута.
По возвращению клубочка к педагогу-психологу.
Педагог-психолог: На что похоже то, что у нас получилось?.
Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т. д.
Педагог-психолог: Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире. В жизни наши взаимоотношения с близкими напоминают подобное переплетение нитей и нужно уметь сберегать их прочность.
В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.
Педагог-психолог: Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Наше будущее зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Ребёнок верит в любовь, силу и добро взрослых.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей, и в 1989г Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В настоящее время 191 страна присоединились к этому документу.
Упражнение «Правовая линия»
Каждый участник получает лист бумаги с нарисованной правовой линией, на которой отмечен возраст человека. Отвечая на предложенные вопросы, он должен сделать на ней определенные пометки.
0___ 7___ 14___ 16___ 18___ 35___
___40___55___ 60___
Педагог-психолог:
Примерные вопросы:
1. С какого возраста ребенок имеет право на имя, отчество, фамилию? (с рождения).
2. До какого возраста ребенок имеет право на бесплатный проезд в городском транспорте? (до 7 лет).
3. С какого возраста наступает уголовная ответственность (полная – с 16 лет, за тяжкие преступления – с 14 лет).
4. С какого возраста человек имеет право избирать и быть избранным, вступать в брак, составлять завещание? (с 18 лет).
5. С какого возраста лицо может стать президентом республики? (с 35 лет)
Основная часть. Продолжительность - 25 минут
Игра «Ассоциации»
Педагог-психолог: Какие ассоциации возникают у вас с понятиями «права человека», «права ребенка».
Основные идеи записываются на листе и затем зачитывается список.
Упражнение «Ласковое имя».
Педагог-психолог: У меня в руках предмет, который является символом одного из прав – свидетельство о рождении, поскольку каждый из нас при рождении имеет право получить имя. И не секрет, если ребенка или взрослого называть по имени ласково, то взаимоотношения будут более доверительными, доброжелательными.
Вспомните какими ласковыми именами вы называете своего ребенка. Возьмите лист бумаги и совместно нарисуйте ромашку, впишите эти ласковые имена в лепестки ромашки, а в центре наклейте фото вашего малыша. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека: Галочка, Галчонок – или название птицы, животного: медвежонок, цыпленок, – может быть, просто прозвище, но очень ласковое.
Педагог-психолог: Для родителей : Подумайте и запишите: в каких случаях вы это делаете чаще? Когда от ребенка что-то требуется? Когда вы обращайтесь с какой-либо просьбой? Когда у вас просто хорошее настроение? Что вы испытываете, когда называете ребенка ласково? Как ребенок реагирует на ласковое обращение?
Ребята и вы тоже подумайте, как часто вы называете мама и папу ласковыми именами. Когда вы будете готовы, то обсудите это совместно.
Дорогие ребята и родители вспомните ситуации и обсудите их вместе, когда вас называли по имени ласково и подумайте: Какие чувства вы испытываете в ответ на такое ласковое обращение? Что хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает проявить теплые чувства благодарности?
Педагог-психолог: Ребята, ваши родители написали для вас на лепестках ромашки много ласковых имен, выберите то, которое вам нравится больше всего и приклейте на него божью коровку.
И если вам сейчас показалось, что вы не так часто называете друг друга ласковым именем или их просто недостаточно, то все еще можно исправить и делать это почаще.
Педагог-психолог: Уважаемые родители, вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях?
Пример: девочка, увидев в руках у воспитателя пояс от платья, спрашивает: «А вы кого парите?» (то есть порите).
Поэтому в ваших силах, создать ребенку условия, в которых он будет расти в атмосфере счастья, любви и понимания и как следствие сможет перенять данный стиль воспитания от вас и использовать его, став родителями.
Педагог-психолог: А теперь я предлагаю вам разбиться на пары: родитель-ребенок.
Упражнение «Хорошо – плохо»
Участники делятся на пары, каждой паре дается рисунок объекта или явления. Одному участнику из пары необходимо найти как можно больше положительных качеств этого объекта или явления, а второму – отрицательных.
Слова для справок : ребенок, игра, друг, право, свобода, лечение, школа, сигареты, увлечения и др.
Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее.
Анализ и решение предложенных ситуаций, например:
Действующие лица: мать и отец – угнетатели, сын – угнетенный, дочь – на стороне угнетенного.
Поздний вечер. В комнате сына гости, очень громко звучит музыка.
Мать: Сколько раз тебе говорить, после 23.00 ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует мне на нервы.
Сын: Но мама! Ты же в 23.00 еще не спишь. Кроме того, по закону я имею право на свободу ассоциаций и мирных собраний.
Отец: Опять не слушаешь мать. Сколько раз говорить? Ты же соседям мешаешь.
Мать: Разве он понимает? Ему плевать на здоровье матери! Я нужна ему только для того, чтобы денег просить.
Сестра: Пусть повеселиться. Вы привыкли всегда и все нам запрещать, а если ему хочется сейчас слушать музыку!
Сын: я вам уже сказал, что вы нарушаете мои права. Если не прекратите, я могу подать на вас в суд, у меня тоже такое право есть, нам в школе говорили.
Задача ведущего: необходимо организовать обсуждение ситуации с ссылкой на Конвенцию о правах ребенка и на Закон РБ «О правах ребенка». Так, например, в Конвенции о правах ребенка имеется статья 15, где утверждается, что ребенок имеет право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний. Однако в данной ситуации поведение сына и его друзей является нарушением общественного порядка, предусмотренного Административным Кодексом РБ, так как ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в данной квартире и проживающих по-соседству.
Заключительная часть. Продолжительность - 10 минут.
Педагог-психолог: Временами случается и так, что нам - родителям трудно контролировать собственные агрессивные импульсы, в таких случаях необходимо применять приемы, которые помогут вам контролировать собственные агрессивные импульсы (раздача листовок, приложение № 3).
А сейчас у нас небольшая викторина.
Викторина на знания прав ребёнка
• Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь).
• Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища).
• Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки).
• Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей).
• В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
• Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)
• В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде»).
Все люди маленькие и взрослые, имеют права, и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.
Звучит музыка.
Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы ее согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите
птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Обратная связь. Родители и дети по кругу передают мяч и отвечают: родители - «Чем полезна именно для вас данная встреча», дети – «Что мне сегодня понравилось больше всего».
Библиографический список
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. //Дошкольное воспитание. – 1991. - № 6. – С. 2-5.
• Закон РФ «Об образовании».
• Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 г. // Права ребёнка. Основные методические документы. – М. : Дом, 1992. – С. 15-33.
• Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. // Права ребёнка. Основные международные документы. – М., 1992. – С. 15-33.
• Семейный кодекс Российской Федерации.
• Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации от 24.07.1998 // Российская газета. – 2002. – 16 октября. - № 232.
• Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
• Ваулина Т. Родителям и детям о правах ребенка// Ребенок в детском саду. -2007.-№ 3.
• Шорыгина Т. А. Беседы о правах : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
• Правовое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации. / отв. ред. В. М. Сапогов. – Псков: ПОИПКРО. – 2008. – 159 с.
• Интернет-ресурсы: www.doshvozrast.ru
• Интернет-ресурсы