МААМ-картинки

Тренинговое занятие для воспитателей «Мои эмоции: что с ними делать?»

Светлана Чумаченко
Тренинговое занятие для воспитателей «Мои эмоции: что с ними делать?»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинговое занятие «Мои эмоции – что с ними делать?»

Цель:

Сформировать представление о собственных эмоциях, их функционале

и возможности их регуляции.

Задачи:

1. Выяснить, что такое эмоции, какими бывают.

2. Предложить варианты регуляции эмоционального состояния.

План занятия:

№ Содержание Время (мин)

1. Приветствие «Музыкальный инструмент».

2. Дискуссия «Эмоции. Что это?»

3. Разминка «Принцесса, дракон и самурай»

4. Упражнение «Принцесса Несмеяна»

5. Упражнение «Радуга эмоций»

Публикация «Тренинговое занятие для воспитателей „Мои эмоции: что с ними делать?“» размещена в разделах

6. Теоретический материал «Как справиться с эмоциями?»

7. Упражнение «Управление эмоциями»

8. Завершение

Итого

Программа занятия:

1. Приветствие «Музыкальный инструмент»

Цель: создать рабочую атмосферу

путем высказывания о своем состоянии.

Текст для ведущего: «Представьте себе, что вы оказались в оркестре.

Подумайте, каким бы вы инструментом были и почему (это инструмент, солирующий

или поддерживающий основную мелодию? Пример: «Я – треугольник. Появляюсь

в нужное время и ставлю точку в любом деле своим звонким акцентом».

2. Дискуссия «Эмоции. Что это?»

Цель: выявить представления

участников о понятии

для корректировки, активизация

аналитических способностей мышления

у участников.

Ведущий предлагает обсудить тематику занятия. Варианты ответов ведущий

записывает на доске (флипчарте, чтобы наглядно потом выделить важное из сказанного.

Участники могут после обсуждения сами выбрать, что является самым важным, что –

второстепенным. Таким образом, участники сформулируют свое определение эмоций.

Информационный блок для ведущего:

Наши эмоции и чувства – это показатели, которые отражают внешнюю

и внутреннюю среду организма в форме переживания субъективной значимости и оценки

(эмоции в широком смысле).

Эмоциональная реакция – эмоциональный процесс, возникший в ответ

на внешнее или внутреннее воздействие.

Эмоция (от лат. emovere – возбуждать, волновать) обычно понимается

как переживание, душевное волнение.

Эмоции проявляются в том, что человек ощущает эту эмоцию, отражает

в экспрессии ее характеристики и излишним возбуждением в нервной системе.

3. Разминка «Принцесса, дракон и самурай»

Цель: повысить активность группы.

Ведущий объединяет участников в две команды. Команды становятся в две

шеренги друг напротив друга.

Текст для ведущего: «Знаете ли вы игру «Камень, ножницы, бумага»? Эта игра

построена также. Только в игре будут участвовать три персонажа: принцесса, дракон

и самурай.

Чтобы изобразить принцессу, все участники команды должны застенчиво

переминаться с ноги на ногу, делая вид, что они держатся за края платьица, и издавать

звуки «Ля-ля-ля».

Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить в стороны

пальцы и произнести угрожающий звук «Р-р-р-р».

Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу

выставить вперед, правую руку держать над головой так, как будто в ней сабля.

Еще при этом нужно произносить характерный звук «Ха-а-а-а-а».

Каждой команде дается 30 секунд: вы должны все вместе выбрать одного

персонажа, которого будете изображать».

Далее по сигналу ведущего команды должны одновременно выполнить действия,

соответствующие их герою. Если команды выбрали одного и того же персонажа, то в этом

раунде объявляется ничья. Если – разных, то победное очко присуждается исходя

из правила: дракон съедает принцессу (то есть очко получает команда, изображавшая

дракона); самурай убивает дракона (выигрывает команда, изобразившая самурая);

принцесса очаровывает самурая (соответственно выигрывает команда, выбравшая

принцессу).

4. Упражнение «Принцесса Несмеяна»

Цель: развить навык эмоционального

сдерживания.

Участники распределяются в мини-группы по 3 человека.

Текст для ведущего: «Выберите в вашей группе добровольца, он будет в рамках

данного упражнения принцессой Несмеяной (либо принц Несмеян). Принцесса только

и делает, что грустит и тоскует, либо просто тихо сидит. Задача остальных

участников, не дотрагиваясь до принцессы рассмешить ее любыми способами. У вас 2

минуты».

Затем участники меняются ролями.

Обсуждение.

Участники делятся впечатлениями.

5. Упражнение «Радуга эмоций»

Цель: обучить навыку опознавания

своего эмоционального состояния.

Текст для ведущего: «Мы с вами переживаем множество чувств и эмоций.

Для того, чтобы уметь регулировать свое психоэмоциональное состояние, важно

научиться понимать свои чувства, эмоции и желания, прислушиваться к себе. Сейчас

мы с вами сделаем упражнение как раз на понимание себя и своих эмоций.

Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, карандаши и нарисуйте две радуги.

Это будут необычные радуги. В них может быть больше семи цветов или меньше.

И цвета могут быть совсем другие. А теперь одну радугу составьте из тех чувств

и эмоций, которые вы переживаете последние несколько дней – позавчера, вчера, сегодня.

Вторую радугу – из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете обычно, чаще всего

в жизни. Иногда бывает полезно разобраться в своем состоянии, понять его.

Вы можете использовать для этого радугу».

По данному упражнению можно увидеть некоторые особенности эмоциональной

сферы участников.

Обсуждение.

Удалось ли вам через радугу передать свое эмоциональное состояние?

Отличается ли ваше сегодняшнее состояние от обычного? Если да,

то чем?

6. Теоретический материал «Как справиться с эмоциями?»

Цель: предложить способы регуляции

эмоционального состояния.

Ведущий предлагает участникам перечислить те способы самоуспокоения, которые

они используют в жизни. Ответы участников ведущий записывает на доске (флипчарте).

Текст для ведущего: «Мы выяснили, что эмоции имеют важное значение в жизни

человека. Но отрицательные эмоции могут доставлять дискомфорт. Чтобы вернуть

свое настроение в нормальное состояние человек часто использует разные способы – так

называемые способы саморегуляции. Какие вы знаете способы успокоения –

саморегуляции?»

Пояснение.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием,

которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов,

мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Далее идет обсуждение способов саморегуляции ведущего и участников тренинга.

(См. Приложение № 3)

7. Упражнение «Управление эмоциями»

Цель: развить навык эмоционального

сдерживания.

Ведущий предлагает участникам немного потренироваться в способах сдерживания

эмоций.

Текст для ведущего: «А сейчас мне нужен один доброволец. Все остальные

встают кругом вокруг него. Доброволец садится на корточки и начинает ходить по кругу

и произносить следующий текст «пи-пи, я – Луноход 1, вызываю Лунуход 2».

Фраза повторяется до тех пор, пока кто-либо из стоящих ребят не засмеется

или улыбнется. Тогда он занимает место следом за первым Луноходом и после его фразы

добавляет уже свою «пи-пи, я – Луноход 2, вызываю Луноход 3».

Игра продолжается, пока не останутся самые стойкие. Они определяются

следующим образом: полный цикл Луноходов 2 раза вокруг группы. Если кто-то

из участников засмеялся, цикл обнуляется.

8. Завершение

Цель: завершить занятие, снять

напряжение.

Текст для ведущего: «А теперь давайте поделимся друг с другом положительной

энергетикой и хорошим настроением. Я передаю вам этот мяч, ваша задача – бросить мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили

мяч, в свою очередь бросает его следующему в хаотичном порядке и желает что-либо

доброе. Но участники, которые ловят мяч, не должны повторяться. Пример: «Привет,

Алина, желаю тебе, чтобы в понедельник день прошел хорошо и был солнечный!»

Информационный материал для ведущего.

Есть три способа снять агрессивность – пассивный, активный и логический.

Пассивный способ заключается в том, чтобы «поплакаться» кому-то, пожаловаться,

выговориться. Слезы же снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся

ферменты – спутники стресса. Дать облегчение – это одна из важнейших функций слез.

Найдите человека, который с сочувствием вас выслушает, и вы почувствуете, что

вам стало гораздо легче. Среди ваших близких всегда найдется такой человек. Расскажите

вечером супругу (супруге) о дневных неприятностях – это не только успокоит вас, такая

откровенность укрепляет взаимное доверие.

Активные способы.

Все они строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что

адреналин – спутник напряженности – «сгорает» во время физической работы. Лучше

всего той, что связана с разрушением целого, рассечением его на части: копка земли,

работа топором и пилой, косьба.

Из спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды, которые

включают удары: бокс, теннис (большой и настольный, футбол, волейбол, бадминтон.

Даже наблюдение за соревнованиями даст выход агрессии. Болельщики

испытывают те же эмоции, что и играющие: их мышцы непроизвольно сокращаются, как

будто они сами борются на площадке. Эти эмоции и физическая нагрузка «сжигают»

излишки адреналина.

Не менее полезны так называемые циклические упражнения, связанные

с повторением огромного количества раз элементарных движений: неторопливый бег,

быстрая ходьба, плавание, велосипед. Поглощая значительное количество энергии, эти

занятия эффективно снимают нервное напряжение. Например, каково бы ни было

раздражение перед началом бега, уже на 2-3 километре всегда наступает облегчение,

приходит простая мысль: «Жизнь прекрасна! Все остальное – мелочи».

Увлечения типа «кто кого победит» (охота, рыбалка, чтение и просмотр

детективов, фильмов ужасов также неплохо снимают агрессивность.

Большинство из приведенных рекомендаций все же легче реализовать мужчинам,

они им более интересны. Женщинам можно рекомендовать дополнительно аэробику

(не профессионально-спортивную, чреватую травмами, а любые упражнения под музыку)

или просто потанцевать. А если уж совсем невмоготу – грохните об пол тарелку, чашку –

из тех, что не жалко. Сразу почувствуете большое облегчение. (Любопытно,

что на Западе можно купить крайне дешевую посуду, специально предназначенную

для битья.)

Отсутствие возможности избавиться от заряда агрессивности не только вредно,

но и мешает полноценно жить, работать. Чтобы снять раздражение на работе, японцы

используют следующий необычный способ. В специальной комнате помещаются

манекены, изображающие руководителей – от директора до бригадиров. Всякий работник

может побороться с любым представителем администрации, для этого имеется набор

палок, плеток. Такая психологическая разгрузка улучшает атмосферу в коллективе,

повышает производительность и качество труда.

Логический способ погасить агрессивность приемлем преимущественно для сугубо

рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку

главное – докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли – себе

дороже, поэтому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела

отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама

эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того,

человек занимается привычным (и достаточно любимым) делом – работой мысли,

в результате эмоции притупляются.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?»Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?» Делайте! 1. Радуйтесь Вашему малышу. 2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь. 3. Когда малыш сможет Вас.

Консультация для воспитателей «Что делать, когда дошкольники говорят неправду?» Дети, бывает, говорят неправду. Это известно каждому педагогу. И мы знаем, с чем это связано: ребёнок хочет нравиться; ребёнок не хочет.

Консультация для воспитателей «Оригами — полезное занятие, интересная игра» Влияние занятий оригами на всестороннее развитие ребёнка или зачем детей обучать оригами в детском саду. В дошкольном возрасте продолжается.

Родительское тренинговое занятие «Школьные проблемы» Занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми. Цель тренинга: Способствовать установлению и развитию отношений.

Тренинговое занятие для родителей младших групп «Давайте познакомимся: адаптируемся вместе»Тренинговое занятие для родителей младших групп «Давайте познакомимся: адаптируемся вместе» Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое занятие для воспитателей «Мои эмоции: что с ними делать?»
Опубликовано: 10 сентября 2024 в 22:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинговое занятие для воспитателей «Мои эмоции: что с ними делать?»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чумаченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД