Татьяна Алехина
Тренинговое занятие для учащихся «Экзамен без стресса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для преодоления психологических барьеров в предэкзаменационный период.
Задачи:
Снизить уровень эмоциональной напряженности учащихся;
Расширить представление о средствах профилактики и преодоления стресса;
Развить навыки самоконтроля с опорой на внешние и внутренние ресурсы учащихся;
Обучить способам психической саморегуляции;
Содействовать активизации личностных ресурсных состояний.
Ход тренинга
1. Приветствие
2. Разогрев «Артем- артистичный»
Публикация «Тренинговое занятие для учащихся „Экзамен без стресса“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
3. Просмотр видеоролика. Ролик взят из КВН: сценка, где Скороход А. сдает экзамен по физике
Обсуждение видеоролика.
1. Какие мысли возникают при его просмотре, бывали ли вы в такой ситуации?
2. Что чувствует молодой человек? (переживает стресс)
3. Актуальна ли для Вас эта тема?
5. А какие же ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “стресс”? Ответы фиксируются на доске.
Стресс – это ответная реакция на изменение обстоятельств”. (Г. Селье)
Стресс – это ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды.
Все ассоциации в основном отрицательные.
-А как вы думаете может ли быть стресс положительным?
Может и это зависит от стадии стресса, которые оказывают различное влияние на организм.
Выделяются три стадии развития стресса.
- стадия тревоги и напряжения;
- стадия сопротивления (резистентности) – эустресс;
- стадия истощения – дистресс.
Первая и вторая стадии способствуют мобилизации всех жизненных сил человека. Деятельность человека становится более эффективной и успешной.
Третья стадия – исчерпывает энергию организма, начинается процесс разрушения.
Влияние стресса на функции организма.
Функции организма
Влияние стресса
эустресс
дистресс
Внимание
Улучшение способности к концентрации, переключению внимания.
Трудности управления
Память
Улучшение
Ухудшение
Пульс
90 – 100 ударов
Более 100 ударов
Дыхание
Усиление (углубление)
Учащение (поверхностное, одышка
Цвет кожи
Покраснение
Побледнение (бело-красные пятна)
Терморегуляция
Чувство жара
Озноб
6. Выполнение «Стресс-теста» (приложение 1)
Резльтаты:
0-27 низкий уровень стресса
28-54 средний уровень стресса (эустресс)
55-80 высокий уровень стресса (дистресс)
7. Приемы борьбы со стрессом
Какие приемы вы используете в своей практике?
Какие приемы Вы могли порекомендовать использовать на экзамене своим одноклассникам?
Дыхательные упражнения
1. Это упражнение для снятия напряжения можно выполнять сидя или стоя. Сначала необходимо глубоко вдохнуть. Затем нужно задержать дыхание, мысленно представить круг и медленно его выдохнуть. Выдохните таким образом еще три круга, а затем представьте квадрат и также мысленно его выдохните два раза.
2. Как утверждают многие специалисты, зевок способствует наполнению крови кислородом и освобождению её от избытка углекислого газа. Также во время зевка происходит напряжение мышц рта, лица, шеи, что приводит к ускорению кровотока в сосудах мозга. Зевок способствует улучшению кровоснабжения лёгких и выталкиванию крови из печени, повышению тонуса организма и созданию импульсов положительных эмоций.
3. Сделайте довольно глубокий вдох через рот, плотно сжав губы. Выдыхать воздух нужно короткими рывками, как бы выталкивая его изнутри, также через сжатые губы.
4. Вначале следует довольно глубокий, но короткий вдох, после чего нужно на 4 секунды дыхание задержать и перейти к глубокому полному выдоху. Затем следует 5-секундная пауза перед следующим вдохом.
5. Дыхание на счет: 2вд-2выд, 2вдох-4выд, 4вдох-2 выд.
Если устали глаза
1. Упражнение на расслабление. Нужно для этого лишь закрыть глаза, легко прикрыв веки, без напряжения. Конечная цель данного упражнения -это достижение перед глазами ровного чёрного фона, чтобы рябь и цветовые пятна исчезли.
2. Поморгайте. Для начала моргать нужно медленно, с силой зажмуривая глаза, дыша глубоко и медленно – около 10 раз. Затем несколько секунд моргайте быстро и легко, без напряжения.
3. Движения глазами вверх, вниз и влево, вправо. Выполнять движения нужно умеренно медленно. Можно делать по 3 раза. Много тоже не нужно, иначе с непривычки глаза могут потом болеть. Так что не переусердствуйте с упражнениями.
4. Описание глазами окружности. Схожее с предыдущим упражнение, выполнять также следует сначала в одну, затем в другую сторону.
Повысить общую работосппособность
1. Потереть мочки уха круговыми движениями.
2. Трясучка.