Анна Бунакова
Тренинговое занятие «Межличностные отношения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ :
«МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ : БУНАКОВА АННА ЮРЬЕВНА
Г. ОЗЕРЫ
Московская область
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЦЕЛЬ: оптимальное построение межличностных отношений дошкольников в духовно-нравственном становлении личности.
Публикация «Тренинговое занятие „Межличностные отношения дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
ЗАДАЧИ: - знакомство с некоторыми методами и проблемными формами, выявляющими объективную картину межличностных отношений дошкольников;
знакомство с играми, направленными на формирование доброжелательного
отношения между дошкольниками.
ПЛАН
1. Рассаживние и разминка «Мостик».
2. Вступление.
3. Вопросник.
4. Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений дошкольников.
5. Игра «Однажды в лесу».
6. Релаксация.
7. Обсуждение.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
1. Столы и стулья.
2. Маркеры (16 штук, в зависимости от количества людей).
3. Ручки шариковые.
4. Листы с загадками.
5. Картинки с отгадками.
6. Стенд с этапами игр.
7. Карточки на картоне с описанием игр (8 штук).
8. Бумага для записей.
9. Все для релакса.
- 1 -
1. РАССАЖИВАНИЕ И РАЗМИНКА «МОСТИК».
ПСИХОЛОГ: - Здравствуйте! Вытяните по одному листку с написанной частью загадки. Найдите недостающую часть и, отгадывая загадку, пройдите в глубь зала.
ПЕДАГОГИ: выполняют задание.
(отгадки в виде картинок располагаются на столах)
ПСИХОЛОГ: - Уважаемые педагоги, прочитайте по очереди вслух свою загадку и отгадайте ее.
(педагоги выполняют задание; если не могут отгадать, отгадываем все вместе.)
-Встаньте образовавшимися тройками друг за другом для выполнения следующего задания.
(перед каждой тройкой по очереди психолог кладет маркер)
-Послушайте внимательно инструкцию (показать наглядно с помощью педагогов) : стоящий в середине указательными пальцами перекрещенных рук поднимает 2 маркера с одной стороны, а его соседи – одной рукой указательным пальцем – с другой стороны. Ваша задача: поднять в таком положении маркер и, не роняя его, донести до столика со своей отгадкой и сесть. Упражнение не на скорость. Все понятно?
(педагоги выполняют задание)
После усаживания спросить для чего это задание?
(педагоги отвечают)
-Правильно, на взаимодействие с партнерами, развитие концентрации внимания. В такие игры могут играть дети? – Да, только в упрощенном варианте (парой).
2. ВСТУПЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГ: - Тема сегодняшнего занятия «Межличностные отношения дошкольников» важна и актуальна. Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. Оно зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте. Для более подробного знакомства с методами и проблемными формами МОД ответьте на следующие вопросы:
3. ВОПРОСНИК:
ПСИХОЛОГ: -Перед вами на столах лежит лист, с одной стороны вопросы, с другой – ответы. На свое усмотрение выберите для каждого вопроса вариант ответа. Количество вопросов и ответов не совпадает, поэтому на 1 вопрос может приходиться 2 и более ответа. На чистом месте листа пишите номер вопроса и рядом – номер ответа (желательно каждому ответу дать устное объяснение). Задание понятно? Выполняйте! (4-5 минут)
(педагоги выполняют задание; каждая тройка зачитывает по 1 вопросу; по выбранному возрасту дает объяснение)
-Хорошо справились!
4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ПСИХОЛОГ: -По итогам диагностики прошлого года в группах старшего возраста в одной группе агрессивность незначительно снизилась, в другой – увеличилась на 47%, в третьей – осталась на прежнем уровне (20%). Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо формировать доброжелательное отношение у дошкольников.
Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогают ему в игровом и реальном взаимодействии. Эти игры состоят из нескольких этапов, запишите:
- 2 -
1. Общение без слов (пауза, чтоб записали) – (слушают) общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми. Вводится особый язык условных сигналов.
2. Внимание к другому – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.
3. Согласованность действий – согласование собственного поведения с поведением других детей.
4. Общие переживания – переживание общих эмоций.
5. Взаимопомощь в игре – проявление детьми взаимопомощи, сопереживания и умения радоваться вместе.
6. Добрые слова и пожелания – видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
7. Помощь в совместной деятельности – дети помогают сверстнику в процессе совместной деятельности, делятся с ним.
-У вас на столах находятся карточки с описанием игры. Вы должны определить к какому из 7 этапов относится ваша игра и почему. Задание понятно? Выполняйте!
(педагоги выполняют задание)
«Волны» -1
«Кто сказал?» -2
«Путанка» -3
«Дискотека зайчиков» -4
«Живые куклы» -5
«Открытки в подарок» -6
«Я хотел бы быть.» -6
«Общая картина» -7
-Зачитайте по очереди свою игру, к какому этапу она относится и почему; запишите название этапа и игры себе.
(если у педагогов другое мнение, то поддержать, но все-таки к определенному этапу отнести игру)
5. ИГРА «ОДНАЖДЫ В ЛЕСУ»
ПСИХОЛОГ: -А теперь поиграем. Поставьте стулья кругом и присядьте на них.
Вы все – жители леса : совы и мыши. Правила такие: если я скажу «ночь», все закроют глаза. Я коснусь нескольких человек – это будут совы, они откроют глаза. Остальные с закрытыми глазами будут мышами. Задача сов: с помощью мимики и жестов договориться между собой, какую мышь вы «съедите», не выдавая себя, чтоб не было слышно; покажите мне кого вы выбрали также бесшумно, чтобы я поняла. Затем я скажу «наступил день», все откроют глаза и узнают, что будет дальше. Задание понятно?
-Ночь…
(по ходу игры я комментирую)
-Наступил день. К сожалению самую вкусную мышь…. Съели, и она выбывает из игры. Ваша задача вычислить сов, причем совы тоже могут принимать участие в обсуждении.
(если не догадались, совы – молодцы; если догадались, мыши)
6. РЕЛАКСАЦИЯ «САД МОЕЙ ДУШИ»
ПСИХОЛОГ: -Теперь перейдем к релаксации.
(на фоне спокойной музыки читается текст) :
«Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления растекается по мышцам. Сейчас вы будете представлять образы, но не заставляйте себя, а просто позвольте себе понаблюдать за собой.
Вот перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и
- 3 -
представлять образы, но не заставляйте себя, а просто позвольте себе понаблюдать за собой.
Вот перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ним виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Вы гуляете по дорожкам и впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете что-то близкое и родное. Подойдите и всмотритесь в него. Он единственен и неповторим, он прекрасен. Поговорите с ним, скажите ему о том, что вы
испытываете. А теперь взгляните на этот ми
р так, как его видит этот цветок, станьте этим цветком, представьте, что он чувствует, как он думает, как ему в этом мире?
Раз, два, три. Сейчас вы не цветок, вы- это опять вы. Что сейчас вы испытываете к миру, к цветку? Скажите ему об этом. Скажите, что вы его любите.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на сад. Этот сад – сад вашей души, и вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место».
7. ОБСУЖДЕНИЕ.