Валерия Слостина
Тренинг (занятие с элементами тренинга) для родителей «Учимся разговаривать с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи:
1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с детьми.
2. Содействовать повышению уверенности в себе.
3. Практиковать родителей в построении эффективного общения с детьми.
4. Познакомить с эффективными формами работы по развитию артикуляционной моторики для правильного звукопроизношения.
Учитель логопед:
I Вступительное слово учителя-логопеда.
Публикация «Тренинг (занятие с элементами тренинга) для родителей „Учимся разговаривать с ребенком“» размещена в разделах
Слайд – Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность и чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.
Почему важно развивать речь детей? Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности.
Увы, большинство родителей даже не замечают, что их ребёнок не выговаривает звуки, неправильно строит предложения, не может выделить звуки в слове, ответить на поставленный вопрос, составить рассказ по картинке.
Слайд. Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о речи наших детей и проведём упражнения по теме «Коррекция речевых нарушений у детей».
Девиз нашей встречи: «Расскажи - и я забуду.
Покажи - и я запомню.
Сделай со мной - и я научусь».
Мы будем говорить о видах речевых нарушений, их причинах, научимся играть в речевые игры, в которые можно поиграть дома с детьми.
II Виды речевых нарушений. Слайд.
-Какие же виды нарушений чаще всего встречаются у детей?
1. Нарушение звукопроизношения.
2. Нарушение фонематического слуха.
3. Дисграфия. (это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.)
4. Дислексия. (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в западных странах в понятие дислексия включают все проблемы, связанные с письменной речью).
5. Нарушение монологической речи.
6. Бедный словарный запас.
7. Заикание.
8. Общее недоразвитие речи.
III Коррекция звукопроизношения.
Сегодня мы будем говорить о правильном произношении звуков, так как без него не может быть полноценного общения.
Слайд. Причины, задерживающие нормальное развитие детского звукопроизношения:
Вредная манера взрослых говорить с детьми, подстраиваясь к их неправильному произношению;
Неясное, торопливое произношение взрослых;
В семье не обращают должного внимания на неправильную речь ребёнка, не оказывают ему помощи путём показа нормального произношения;
У ребёнка слабость челюстных мышц, мышц языка из-за приёма только мягкой пищи,
Неразвита мелкая моторика рук,
Проблемы с артикуляционным аппаратом, укороченная уздечка языка или маленький язык;
Родители разучились общаться с ребёнком, дети предоставлены сами себе, постоянно в телевизоре, телефоне.
Слайд. Артикуляционная гимнастика.
«Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» При нарушении звукопроизношения у детей слабо развит артикуляционный аппарат: мышцы языка, челюсти, короткая уздечка языка.
Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, щёк, челюсти, губ. С её помощью они становятся сильными, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение. Её нужно выполнять ежедневно в виде игры. Всё это должно проходить ненавязчиво.
1. Упражнения выполняются вместе с родителями.
Теперь мы с вами выполним некоторые артикуляционные упражнения, которые вы сможете выполнить со своими детьми для подготовки их речевого аппарата.
Выполняем упражнения:
Сказка о весёлом язычке. «У бабушки с дедушкой».
1. Толстые внуки приехали в гости. Надуваем щеки.
2. С ними худые – лишь кожа да кости. Втягиваем щеки.
3. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.
4. Поцеловать они всех потянулись. Губы тянутся «трубочкой».
5. Утром проснулись – в улыбочку губы. Снова широкая улыбка.
6. Чистили мы свои верхние зубы. Широкий язык за верхними зубами.
7. Вправо и влево, внутри и снаружи. Соответствующие движения широким языком.
8. С нижними зубками тоже мы дружим. Повторение этих же движений в положении за нижними зубами.
9. Губы сожмем мы и рот пополощем. Поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух.
10. И самоваром пыхтим, что есть мочи. Одновременное надувание обеих щек с выпусканием воздуха через губы.
11. Блюдца поставим – положат блины нам. Широкий язык лежит на нижней губе.
12. Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. Подуть на широкий язык.
13. Блинчик жуем, завернем и прикусим. Жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.
14. Блинчик с вареньем малиновым вкусным. Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.
15. Чашки поставим, чтоб чаю налили. Широкий язык загибаем кверху чашечкой.
16. На нос подули – мы чай остудили. Подуть с «чашечки» вверх
17.. Чаю попили – никто не обижен. «чашечка» двигается вперед-назад.
18. Вкусный был завтрак – мы губки оближем. Кончик языка облизывает губы по кругу.
19. Дедушка сделал для внуков качели. Широкий язык ставить попеременно то за верхние, то за нижние зубы.
20. Все мы на них покачаться успели. Широкий язык ставить то на верхнюю, то на нижнюю губы.
21. После качелей мы в прятки играли. Широкий язык упирается под верхнюю губу.
22. Прятались на чердаке и в подвале. Широкий язык – под нижнюю губу. Дедушка скачет на лошади ловко. Щелкаем языком.
23. Звонкие вязнут на глине подковки. Цоканье на верхней губе.
24. Вот замедляет лошадка шажочки. Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки.
25. Мы уезжаем – закончились гости.
Слайд. «Рекомендации к проведению упражнений».
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером). Время зависит от возраста ребёнка.
Если во время занятий язычок дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обратитесь к логопеду.
IV Развитие мелкой моторики.
Слайд. Японская методика пальчикового массажа.
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих учёных. Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми должно быть приоритетным. Дети, которые регулярно выполняют упражнения по развитию мелкой моторики, раньше начинают говорить, у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма.
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением решают следующие задачи:
• развитие тактильной чувствительности рук детей;
• сочетание игры и упражнений для тренировки пальцев с речью;
• формирование графических навыков;
• подготовка руки к письму;
Японский учёный Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на весь организм, так как нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику – необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
V.Слайд Самомассаж пальцев
Упражнение Массаж шестигранными карандашами:
-Сейчас мы поработаем с карандашами, помассируем руки, пальцы рук, будем развивать мелкую моторику.
Упражнения:
Утюжок.
Добывание огня.
Массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
VI. Итог. Советы логопеда. Слайд
Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности. Говорите о том, что вы делаете, видите. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения, правильно и чётко проговаривая все звуки речи. Задавайте открытые вопросы, Например «Что он делает?» вместо «Он играет?» Пусть ребёнок даст полный ответ на поставленный вопрос. Слушайте шумы и звуки. Спросите «Что это?»
Расскажите короткий рассказ, историю, пусть ребёнок повторит и составит свою.
Ограничивайте время просмотра телепередач, игр в компьютере, планшете, телефоне.
Если ваш ребёнок занимается с логопедом, обязательно выполняйте с ним домашнее задание. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все – логопед, педагоги и родители, - имея общую цель, будут действовать согласованно.