Светлана Ишмуратова
Тренинг эффективного взаимодействия педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива и родителей навыков эффективного общения.
Задачи: - актуализировать имеющиеся знания о вербальном общении;
- обучить приемам эффективного вербального общения;
- способствовать укреплению межличностных отношений;
- обучить навыкам коллективного взаимодействия;
Ход занятия
1. Обсуждение цели тренинга, установление общей цели.
Ведущий опрашивает участников, чего они ждут от предстоящего тре-нинга. Озвучивает поставленную цель.
2. Знакомство
Публикация «Тренинг эффективного взаимодействия педагогов и родителей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Цель: знакомство участников друг с другом и с тренером.
Содержание: знакомство проходит в кругу, с мячом. Начинает знакомство ведущий тренинга. Он немного рассказывает о себе, тем самым давая установку и настрой на все последующие дни тренинга. Затем он передает мяч по кругу, и каждый участник называет свое имя, сферу профессиональных интересов.
Методические рекомендации: существует множество вариантов зна-комства и представления участников в группе, в том числе хорошо уже извест-ные формы проведения этого этапа (Хрящева Н. Ю., 1999; Фопель К., 1998; Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000 и др.).
3. В начале вспомним притчу:
В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпав-шиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
4. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»
Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.
Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.
Ведущий предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет это сделать в конце упражнения.
Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и своих аппонентов в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.
Вопросы:
• Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже, почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
• На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
• Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?
• Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие других людей; почему?
• Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и других, почему?
• Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладыва-ете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
• Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения друг с другом, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
• На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
• Какие свои сильные стороны в общении друг с другом вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
• Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях между вами? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?
После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий пред-лагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.
5. «Спина к спине»
Двое (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные играют роль молчаливых зрителей.
Обсуждение.
Делятся своими ощущениями.
Легко ли было вести разговор?
В чем были трудности? ’
Есть ли удовлетворение от разговора?
Зрители высказывают свои наблюдения.
6. Мини-лекция «Вербальное общение. Эффективные техники»
Вербальное (или речевое) общение – это процесс установления и под-держания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.
Главная цель взаимодействия педагога и родителей – это совмест-ная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов. Для эффективного общения необходимо сознательное использование тактических приемов, например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.
«Я – высказывания»
«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я – высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.
Алгоритм построения «Я – высказывания» :
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).
2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.
3. Описание причины возникновения чувства.
4. Выражение просьбы.
Безусловно, не каждому аппоненту будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение, ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы.
Отработка построения «Я – высказывания».
Ситуации: ребенок пришел с улицы в грязной обуви, не переобулся и наследил; не давал вести занятие; забрали ребенка в грязной одежде; ребенку не дали стихотворение на утренник. Сообщите об этом, используя «Я - высказывания».
7. Подведение итогов (что понравилось, что не понравилось, что полезного было на тренинге).