Валентина Дубовцева
Тренинг умения сравнивать и классифицировать
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг умения сравнивать и классифицировать.
Нас окружает огромное количество предметов, и каждый из них имеет огромное количество свойств и признаков. Как же среди них ориентироваться?
Не случайно говорят: все познается в сравнении. Действительно, сравнение - это второй, после определения свойств и назначения предметов, шаг в познании мира. Цель сравнения двойная - найти общие и разнящиеся свойства предметов. Чтобы сравнивать предметы, надо знать их свойства и иметь измерительный или сравнивающий прибор. Если надо сравнить цвета, то нужен глаз, если звуки - то ухо, если вес, то нужен посредник - весы, пружина, рычаг.
Публикация «Тренинг умения сравнивать и классифицировать» размещена в разделах
Есть два способа сравнения : каждый предмет измерить порознь, а потом сравнить результаты измерения (числа) и второй, непосредственно сопоставив предметы, то есть сравнить без измерения. Например, если требуется определить не точный вес предметов, а какой предмет тяжелее, то гирь (мер веса) не надо.
Все ли свойства можно сравнивать? Если удастся найти критерии сравнения, то сравнивать можно все. Например, чем слон похож, а чем не похож на канарейку? Слон тоже не умеет кататься на велосипеде, тоже теплокровный, тоже может передвигаться. А чем не похож? Формой носа, размером, наличием бивней.
Упражнения на нахождение сходства и различия.
1. «Что общего?»
Что общего у сосны и ели?
Что общего у ложки и вилки?
Что одинакового у детей вашей группы?
2. «Чем отличаются предметы?» Чем отличается сосна от елки?
Чем отличается добрый человек от злого?
Чем отличается ложка от вилки? Чем отличается слон от бегемота, кошка от собаки?
3. «Что общего и чем отличается?»
Назови побольше общих признаков и отличий между мальчиками и девочками, между взрослыми и детьми, между зверями и птицами и т. д. В чем отличия и что общего между страусом и эму? Что общего и чем отличается бег от ходьбы?
4. «На что похоже, или цепочка сравнений»
Возможны два варианта игры: с указанием и без указания признака сравнения.
Игра запускается вопросом:
- На что похожа, например, горошина?
- Горошина похожа на маленький шарик.
- На что похож шарик?
- Шарик похож на мячик.
- На что похож мячик?
- Мячик похож на колобок, колобок похож на желтую дыню «колхозница», дыня похожа на солнце, солнце похоже на огненный шар, огненный шар похож на костер, костер на пожар.
Что получили? Горошина похожа на пожар! Почему так получилось? Ребенок проводил сравнение по разным признакам. Сначала сравнение проводилось по признаку шарообразности в сторону увеличения размеров. Сбой наступил при сравнении огненно шара с костром. Здесь другой критерий - выделение тепла.
Если сравнение проводить строго по одному признаку, сходство будет на всех этапах сравнения, последний предмет будет похож на все промежуточные.
5. «С чем можно сравнить?»
С чем можно сравнить : березу, лед, снежинку, телевизор, соль, рисовую кашу, горох.
Змея - «. как черная лента вкруг ног обвилась.». «Ядра - чистый изумруд». «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит».
6. «Что такое большое, что такое маленькое»
Цель игры-беседы:
• Помочь детям понять, что нет просто большого и просто маленького, что большое и маленькое только по сравнению с чем-то, принятым за образец сравнения (эталон);
• Что все в мире относительно.
Примерная методика может быть такой.
Ребенка просят назвать какой-нибудь большой предмет. Например, он называет «Дом». А что больше дома? «Улица». А что больше улицы? «Город». А что больше города? «Земной шар». Итак вы дойдете до Вселенной. Больше Вселенной ничего нет.
Ребенка просят назвать какой-нибудь маленький предмет. Пусть, он называет «Ласточка». А что меньше ласточки? «Комар». А что меньше комара? «Молекула».
Спросите ребенка:
- Ты согласен с тем, что всегда можно найти предмет больше любого названного? Ты согласен с тем, что без указания по отношению к какому другому предмету этот предмет большой, понятие «большой» не имеет смысла? Тогда почему говорят «большой арбуз» и не указывают, по сравнению с чем он большой?
Наверное, дело в том, что все приблизительно одинаково представляют себе размер большого арбуза, маленького арбуза и нормального арбуза и с ним мысленно сравнивают свой «большой» арбуз. Так что образец есть. Когда говорят «большое яблоко», то отчетливо представляют, что оно меньше маленького арбуза.
Надо построить разговор таким образом, чтобы ребенок сам догадался задать вопрос «По сравнению с чем большой?» и понял, что все размеры относительны. 7. «Размытые понятия».
Назови «размытые», нечеткие понятия и сделай их четкими.
Много - мало
Далеко - близко
Хорошо - плохо
Дорого - дешево
Длинный - короткий
Тяжелый - легкий
Тепло - холодно
Светло - темно
Чтобы размытые понятия сделать четкими и однозначными, надо:
• Уточнить условия, при которых будет делаться сравнение;
• Выбрать меру для сравнения (заведомо известную величину -норму, эталон, образец, границу, предел);
• Сравнить с выбранной мерой
Упражнения для развития понимания относительности размеров 1. Назови предметы меньше шкафа, но больше зажигалки.
2. По сравнению с чем наш дом маленький, а по сравнению с чем он громадный?
3. Для кого муха маленькая, а для кого огромная?
4. Для тебя спичка маленькая, а кому она кажется большой?
5. Какие фрукты больше яблока?
Сто конфет - это много? Вопрос поставлен нечетко. Не указано, для какого количества людей предназначены конфеты, на какой срок, какова норма поедания конфет. Если это все уточнить, то вопрос отпадет сам собой. У каждого предмета неограниченное количество свойств, поэтому всегда можно отыскать что-то общее - это великое искусство. Хорошее сравнение упрощает понимание.
Упражнения для развития умения классифицировать.
1. «Назовите предметы с заданными свойствами»
Называют свойство (критерий) предмета, а дети должны вспомнить как можно больше предметов, обладающих этим свойством.
По форме
Назови круглые предметы (отнесите к классу круглых) : колобок, глаз, шар, яблоко.
Назови предметы, имеющие много дырок: терка, телефонный диск, решето, рубашка, пуговица.
Назови предметы, имеющие одну дырку: иголка, бублик, гайка.
По цвету
Назови предметы белого (черного, красного.) цвета.
Назови предметы, имеющие части и белого и черного цветов: газовая плита, мамино платье-домино, кастрюля.
По запаху, по вкусу.
Назови предметы, которые хорошо пахнут в горячем виде: выпечка, суп.
Назови вкусные предметы и твердые предметы белого цвета: сахар, рафинад, меренги.
По твердости.
Назови предметы, у которых одни части мягкие, а другие твердые: кисточка, арбуз. По весу.
Назови предметы легче кирпича, но тяжелее карандаша. По веществу.
Назови все деревянное, стеклянное, бумажное. По назначению.
Назови предметы, предназначенные для приготовления пищи. По способу передвижения.
Назови все летающее и прыгающее: кузнечик, воробей. Назови все летающее и плавающее: все водоплавающие птицы - утки, гуси. Гидросамолет, жук-плавунец.
Нет числа критериям, по которым можно классифицировать предметы и процессы. Сложнее группировать предметы по нескольким критериям одновременно.
2. «По какому признаку объединены предметы?»
a. Шкатулка, кастрюля, сундук, чайник, сахарница, сырница.
b. Бублик, пуговица, колесо.
c. Стекло, лед, фарфор.
3. Называется класс предметов и предлагается назвать побольше представителей этого класса.
a. Какие бывают столы
b. Какие бывают болезни?
Какие бывают автомобили, дома, фрукты, люди, минералы.