Лилия Томашова
Тренинг «Учимся понимать друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я очень рада с Вами сего встретиться тема сегодняшней нашей встречи очень актуальна.
В настоящее время: «Здоровье понимается как нормальное состояние правильно функционирующего, неповреждённого организма, т. е. правильная, нормальная её деятельность».
Основной симптом жизни – это здоровье (физическое, психическое, психологическое). А. Маслоу подчёркивает, что именно «здоровые» делают свою цивилизацию более здоровой; улучшение здоровья человека – это способ создания лучшего мира.
Публикация «Тренинг „Учимся понимать друг друга“» размещена в разделах
Взрослые, став родителями, должны понимать, что воспитание детей – сложный, ответственный и интересный процесс. Общение с ребенком любого возраста является важной составляющей на протяжении всей жизни. Первые, кто учит говорить – это родители. Важно, что говорят. Важно, как говорят. Не менее важно слышать своих детей. Очень часто они хотят сказать взрослым важные и значимые слова.
Общение ребенка со взрослыми должно решать много задач. Раскрыть мир для ребенка и показать все лучшее, а также отрицательное, что может быть. Только взрослый может показать и научить проявлению разных эмоций и чувств, развитию мышления и восприятия, поведению и социальным нормам. Без внимания, любви, понимания близких взрослых ребенок не станет полноценной личностью. Это внимание ребенок должен получить в семье, поскольку семья первая, с кем он начинает свое общение. Именно в семье закладываются все основы общения, которые в дальнейшем он будет развивать. Через общение происходит его самовыражение. Зачастую родители не умеют вести диалог со своими детьми или не придают этому большого значения. Результатом эффективного и правильного общения является желание ребенка в любом возрасте подойти к родителям и обсудить все, что в его жизни происходит.
Когда мы сами были детьми, мы часто говорили своим родителям: «Хорошо тебе. Ты взрослый», «Вот когда я вырасту и стану взрослым, я…» И дальше шли перечисления того, что будет ребенок делать, когда станет взрослым. Тут были и запретная еда, и позднее укладывание спать, а также много телевизора и ничегонеделания.
Теперь наши дети говорят похожие слова, высказывают свои желания и просьбы, задают вопросы и ждут ответа. Пусть не умеют быть последовательными в высказываниях, пусть говорят «на своем языке», при этом цель у них остается одна – быть услышанными своими родителями.
Часто психологические проблемы у ребенка (детей) возникают при отсутствии теплых, близких и доверительных отношений с ним. Также «трудными» дети становятся, если родители требуют от них слишком многого: успехов в учебе, рисовании, танцах, музыке. Или если родители слишком бурно реагируют на шалости малыша, строго наказывают его. Следует отметить, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи. Ошибки, которые допускают родители в воспитании, позже могут оказать сильное влияние на жизнь человека. И не всегда удается их полностью устранить. В каждом возрасте свои проблемы: от рождения до года очень частыми являются следующие проблемы: беспокойство, чрезмерная возбудимость, сильная привязанность к маме. Проблемы у детей с года до 4 лет: являются жадность, агрессивность, страхи, нежелание контактировать с другими детьми. С 4 до 7 лет самыми распространенными психологическими отклонениями этого периода жизни детей являются ложь, болезненная застенчивость, чрезмерная самоуверенность, незаинтересованность ни в чем, привязанность к мультиками (фильмам, компьютеру, частое проявление вредности и упрямства. Все этих проблем можно избежать, если любить ребенка, понимать, относиться к нему и к его проблемами с уважением.
По профилактике конфликтов между детьми и родителями я использую тренинговые занятия. Один из них:
Тренинг «Учимся понимать друг друга»
«Цели и задачи тренинга» : Научить родителей находить компромисс в семейных отношениях, лучше понять своего ребенка.
Задачи тренинга :
усиление способности родителей к пониманию и чувствованию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдения и совместной деятельности;
изменение неадекватных родительских позиций;
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Перед началом тренинга я раздаю родителям установки
Установка (Ожидания участников от работы.)
Сегодня я научусь.
Сегодня я стану.
Отныне я буду. (всегда выслушивать и стараться понимать своего ребенка, не быть диктатором).
Затем использую игры активаторы перед началом нашей встречи:
(родители сидят в кругу)
Упражнение «Перебежки» :
Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.
Упражнение "Руки"
Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).
Обсуждение:
что вы чувствовали?
как вы себя чувствуете?
какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?
Хочется добавить, что когда мы оказываем воздействие на ребенка или взрослого, то возникает обратная реакция- сопротивление. Не всегда наши воздействия на кого либо, принимаются с радостью и желанием другого.
Следующие упражнения вы наверняка знаете, я Вам их напомню:
Упражнение «Рисунок вдвоем».
Цель: развитие навыков неконфликтного поведения.
Обучающиеся делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоём и так, чтобы оба партнера держали её, нарисовать рисунок на свободную тему.
Обсуждение:
- кто что рисовал,
- почему нарисовали именно это,
- трудно ли было выполнять это задание? Почему?
Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А вот следующие упражнение мы с Вами выполним,
Упражнение «Праздничный пирог».
Цель: самодиагностика стратегии поведения обучающихся в конфликтной ситуации.
«Представьте себе, что к вам на День рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом. Но торт к сожалению, был небольшого размера и его явно не хватит на всех. Что вы будете делать в этой ситуации? Выберите вариант своего поведенияраздать листочки с вариантами ответа).
1. Откажетесь разрезать торт, и чтобы никого не обидеть, попросите, кого - ни будь это сделать (избегание).
2. Разрежете торт сами, на своё усмотрение, кому какой кусок - не важно, главное - себе самый лучший, так как у Вас же День рождение! (конкуренция).
3. Учтёте пожелание гостей, а себе возьмете кусок, какой достанется (приспособление).
4. Постараетесь разделить торт поровну между всеми участниками праздника, включая и себя тоже (сотрудничество).
5. Скажете, что торт вы есть не хотите, пусть его съедят гости, а сами съедите только шоколадные фигурки с торта (компромисс).
По окончанию работы открыть слайд с ответами по каждому варианту.
Так же я использую рисуночный тест «Моя семья» перед тренингом с родителями.
Для определение эмоционального благополучия ребёнка, поможет глубже понять своего ребёнка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих.
Спасибо за работу, всего хорошего!