Елена Голенко
Тренинг с педагогами на профилактику синдрома «эмоционального выгорания» и снятие психоэмоционального напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:.
1. Развитие коллективной сплоченности и положительного эмоционального отношения участников тренинга друг к другу;
2. Снятие психоэмоционального напряжение;
3. Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Понятие «синдрома эмоционального выгорания».
Публикация «Тренинг с педагогами на профилактику синдрома „эмоционального выгорания“ и снятие психоэмоционального напряжения» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
В начале семидесятых годов XX века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное утомление, головные боли, бессонница, общее ухудшение здоровья). Работа перестает приносить удовольствие, а напротив, вызывает даже враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Это явление удачно назвали «выгоранием».Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: воспитателей, учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков.
Профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Эта эмоциональная напряженность не может не сказаться на здоровье и самочувствии педагога. Профессия «педагог» требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Что касается профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Она характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем проявления эмоционального выгорания является невысокой (8-11%). В первом случае, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование технологий воспитания, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние. У профессионалов со стажем 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22%.
Физкультминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже,
Это мы, конечно, сможем.
А теперь мы приседаем,
Мы прекрасно понимаем-
Нужно ноги укреплять,
Раз, два, три, четыре, пять!
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись.
От разминки раскраснелись
И на стульчики уселись.
Стадии профессионального выгорания
Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, личностных и психофизических ресурсов работающего человека. Оно наступает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) –
• Стадия уплощения эмоций или напряжения. На фоне утомления возникает равнодушие, ощущение скуки, исчезает острота чувств и переживаний. Человек может испытывать неудовлетворенность собой или даже безысходность ("как будто меня загнали в клетку").
• Стадия конфронтации или сопротивления. Педагоги начинают пренебрежительно высказываться о своих воспитанниках, их семьях и коллегах по работе. Они более формально и отстранено выполняют свои профессиональные обязанности. Нередко реагируют беспричинным, на первый взгляд, раздражением и злостью в общении с людьми на работе и в личной жизни.
• Стадия истощения и потери ценностных ориентаций. Появляется эмоциональная и личностная отстранённость, недовольство собой, ощущение своей некомпетентности в решении профессиональных задач, потеря чувства значимости и ценности своей деятельности. На этой стадии у человека могут возникать психосоматические и психовегетативные нарушения.
Симптомы, как и фазы эмоционального выгорания формируются с разной степенью интенсивности, от низкого уровня (еще не сложились) до высокого (уже сформированы).
Игра «Брауновское движение»
Под аудиозапись спокойной музыки педагоги ходят, стараясь не задеть друг
друга. Услышав команду психолога: «Закройте глаза», они выполняют ее и идут медленно к центру комнаты. Когда педагоги приблизятся друг к другу, психолог произносит:
- Раз, два, три, того кто рядом за руку возьми. Глаз не открывай, кто рядом отгадай.
Педагоги на ощупь определяют, кто стоит рядом, называет имена друг на друга и открывают глаза. По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места.
Коллаж «Современный воспитатель – это…»
Цель: открытие творческого потенциала, укрепление позитивного отношения к профессии.
Участники делятся на подгруппы 2-4 человека. Каждая подгруппа создает свой коллаж на листе А3, затем все листы соединяются в один общий коллаж.
После того, как все участники закончили работу, каждая подгруппа рассказывает о своем коллаже. В конце, идет обсуждение общего коллажа.
Психолог: А сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, чтобы оценить
уровень нашего с вами эмоционального выгорания.
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя
Почти никогда Редко Часто Почти
всегда
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела
6. Мне сложно снять эмоциональное напряженке, возникающее у меня после рабочего дня
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
Интерпретация результатов.
Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда.
Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.
Упражнение «Ассоциативные цепочки»
Психолог называет слово, например, «отпуск», и просит ответить на вопрос «какой?»… к прилагательному «длинный» задает еще вопрос: «А что еще бывает «длинным»? Таким образом, получается цепочка слов и определений к ним.
Упражнение «Закончи предложение»
- Если на улице идет дождь, то…
- Если дали зарплату, то…
- Я устаю когда…
- Мне ужасно не нравиться когда…
- Я хочу чтобы…
- Я люблю когда…
- Для меня важно, что…
- Кода светит солнце, то…
- Когда распускаются цветы, то…
- Наступило лето, а это значит…
Рефрейминг
Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка, так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации:
- возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
- постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Рефлексия
Упражнение «Скажем ласково»
Педагоги выстраиваются в колонну по двое, и каждого из участников, который проходит сквозь нее называют уменьшительно – ласкательным именем.