Елена Маратканова
Тренинг с педагогами «Физкультурно-оздоровительный климат в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и углубление компетенций педагогов ДОУ об основных факторах, способствующих формированию здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
- Расширить знания педагогов, с учетом современных требований, по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
- Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и семье.
Публикация «Тренинг с педагогами „Физкультурно-оздоровительный климат в семье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников
Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Поэтому приоритетным направлением образования для любого ДОУ остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни.
Главная задача дошкольных учреждении – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде Ребёнок – Педагог – Родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог. ПОЧЕМУ?
Потому что создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей ТОЛЬКО в рамках дошкольного учреждения НЕ является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно - оздоровительной работы с ними. Поэтому, созданный ими физкультурно - оздоровительный климат в семье будет способствовать формированию у детей интереса к двигательной активности и здоровому образу жизни.
Задача взрослых – с ранних лет формировать у ребенка понимание значимости здоровья и умения бережно к нему относиться.
Сотрудничество родителей и педагогов в данном вопросе позволяет решать поставленную задачу намного эффективнее.
Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.
Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания.
К семейным традициям можно отнести – пешие прогулки (вечером или в выходной день); туристические походы; вело прогулки; просмотр спортивных трансляций; посещение бассейна и т. п.
Немаловажным аспектом этого вопроса является создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы такие как «Домашний стадион», и наличие спортивных атрибутов - мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон и т. п.
Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.
Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.
Развивающая среда дома:
• Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку — мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки», мяч — прыгунок (хоп, гимник) и лыжи.
• Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности: активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Без тренажера и сетки для метания можно обойтись, но есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка младшего дошкольного возраста была бы тусклой и бедной. И эта игрушка — мяч.
Со стороны сотрудников ДОУ необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях, необходимо создавать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые и дети могут чувствовать себя естественно раскованно.
Работу по повышению педагогической компетенции родителей проводит воспитатель.
В качестве ключевых ситуаций предпочтительнее использовать совместные подвижные игры воспитателя с детьми и их родителями.
Наиболее удобно осуществлять этот вид работы во второй половине дня, когда родители могут задержаться на некоторое время в д/саду.
Пример совместной игры взрослых позволяет детям этого возраста «схватить» целостный образец выполнения определенных действий и схему взаимодействия.
Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой
истории здоровье было одним из самых больших желаний человека,
некой абсолютной ценностью.
«Будьте здоровы!» - говорят люди друг другу.
«Желаем вам самого главного - здоровья», - говорят наши близкие.
По большому счёту, здоровье было и остаётся дороже власти
и богатства. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо
бороться.
Будьте здоровы!
Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями по физическому воспитанию детей раннего возраста:
• Воспитатель в присутствии детей приглашает взрослого к участию в совместной подвижной игре и демонстрирует возможные образцы деятельности с ключевыми предметами;
• Игровые действия повторяются несколько раз, сопровождаясь эмоционально окрашенными положительными высказываниями.
• В процессе совместной игры воспитатель знакомит родителей с разнообразием основных ключевых предметов и с приемами их игрового использования.
• Затем воспитатель приглашает ребенка и проигрывает с ним несколько вариантов действий с ключевыми предметами. Родитель ставится в позицию наблюдателя и еще раз получает возможность усвоить способы организации физического воспитания в семье.
• По окончании совместной игры с малышом, воспитатель предлагает родителю самостоятельно организовать эту игру с одним-двумя детьми.
Алгоритм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) :
• Период формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых или сверстников. Особенностями двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазания, а также освоение таких форм движения, как езда на трехколесном велосипеде, снегокате, катание на лыжах, выполнение движений с предметами и упражнений на тренажере.
• Формировать овладение различными формами прыжков, метания (бросания и ловля).
• Учить освоению упражнений с сохранением равновесия ( ходьба по ограниченной поверхности: скамейке, бревну, снежному буму, бордюрному камню и т. д.).
• Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки.