Ольга Колодяжная
Тренинг «Невербальное общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов :
«Невербальное общение».
Из слов человека можно видеть, за кого он хочет прослыть, но то, что он есть на само деле, можно угадать лишь по мимике, жестам, телодвижениям, которые непроизвольны.
Невербальная сторона является значимой частью процесса общения. Поза, положение рук, жестикуляция, мимика, взгляд, интонация голоса – все это создает смысловой фон общения. Невербальная коммуникация помогает понять собеседника, информирует нас о том, как собеседник нас слушает.
Темочки:
Обычно общаясь, мы обращаем внимание на вербальное содержание сообщения и наиболее явные невербальные признаки, улыбку, выражение лица (грусть, радость, складывание рук в замок. Труднее улавливаются такие невербальные компоненты как интонация, контакт глазами и движения тела, которые передают немало информации.
• если вы хотите вызвать доверие собеседника, научитесь самому трудному – будьте всегда в бодром расположении духа, управляйте своим состоянием, учитесь не только слышать, но и видеть себя со стороны.
• Невербальные проявления зависят от темперамента, спокойный уравновешенный тип (флегматик) более спокойнее в проявлении мимики, жестов, его речь спокойна и однотонна. Но педагог – актер, и должен проявлять на занятиях весь спектр мимических, интонационных проявлений.
1. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы.
"Презентация себя в образе"
Представь себя в виде явления природы, назвав свое имя. Каждый последующий участник повторяет имя и явление природы предыдущих участников и добавляет свое.
Упражнение «Изучи своё лицо»
Примите удобное положение, закройте глаза. С
закрытыми глазами попробуйте почувствовать своё
лицо «изнутри», ощутить напряжение, возникающее
в тех или иных мышцах, но не расслабляйте их, а
просто отметьте для себя. Обратите внимание на
лоб, веки, мышцы глаз, щеки, рот, подбородок – что
вы чувствуете?
Теперь попробуйте усилить напряжение в тех
мышцах, которые напряжены: сожмите губы,
нахмурьте брови или улыбнитесь шире – что
произошло?
И, наконец, абсолютно расслабьте свое лицо,
начиная со лба…
что вы чувствуете теперь?
2. Педагогическая техника.
Упражнение «Испорченный видеомагнитофон»
Участники сидят в кругу. Дается задание – передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.
Упражнение «Впечатление»
Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.
Варианты ответов: - вам все надоело,
- вам неинтересна ваша работа,
- вы недоброжелательны,
- вы не уважаете других,
- вы боитесь
Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов.
Упражнение «Мимика лица»
Дать информацию о значении мимики в невербальной коммуникации.
Визуальный контакт выполнят важную регулятивную функцию:
- привлечение внимания к себе и предмету разговора,
- демонстрация расположения и отчуждения,
- выражение недоумения, иронии, осуждения,
- поддержание контакта,
- при ответе – внимательный доброжелательный взгляд позволяет поддержать человека.
Блуждающий, бегающий, тяжёлый, злобный взгляд настораживает, пугает, отталкивает.
Упражнение «Взгляд»
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
- с укоризной,
- с настойчивым запретом,
- с безмерным удивлением,
- с гневом,
- с ожиданием дальнейших действий.
Обсудить значение взгляда в технике общения.
Дается рекомендация: во время выступления найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсудить значение голоса в общении,
важность умения управлять своим голосом.
Упражнение «Приветствие»
Приветствуйте коллег словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками:
- страха,
- удовольствия,
- дисциплинированности,
- удивления,
- упрека,
- радости,
- неудовольствия,
- достоинства,
- иронии,
- безразличия.
Дистанция общения (Интимная зона, личная дистанция, социальная зона, публичная зона). Дать понятия.
3. Рефлексия.
• Что мне понравилось?
• Что мне не понравилось?
• Где я могла бы применить полученные знания?
• Что бы я посоветовала?