Наталья Коклова
Общение с родителями
▼ Скачать +Заказ
1. Общение воспитателя с родителями воспитанников
Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями : кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т. д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха.
Публикация «Общение с родителями» размещена в разделах
Трудностей на самом деле в организации общения много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Из чего же складывается успех общения? Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Личностные качества и установки (личностный компонент) :
• Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
• Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
• Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
• Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность
Знания (содержательный компонент) :
• о семье
• об особенностях семейного воспитания
• о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
• о методах изучения семьи
• о современных формах организации общения
• о методах активизации родителей
Умения и навыки (деятельностный компонент) :
• Умение преодолевать психологические барьеры общения
• Владение методами изучения семьи
• Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
• Умение ориентироваться в информации
• Умение конструировать программу деятельности с родителями
• Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
• Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
«Нарисуем» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
Портрет педагога:
• Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
• Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
• Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
• Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
• В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
• Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
• Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
• Умеет планировать предстоящее общение : подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
• Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно
Психологи выделяют три cоставляющие общения :
Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.
Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.
Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем, которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.
Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.
Следующий этап общения - речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В. Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.
2. Конфликты родителей и воспитателей в детском саду
Причины могут быть как объективными, так и субъективными.
Объективными причинами являются недобросовестное отношение воспитателя к работе. Лучший выход из ситуации – забрать ребенка и подыскать другой садик.
Субъективные причины имеют место быть как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним относятся неоправданно позитивные или же неоправданно негативные эмоции от детского сада.
Неоправданно позитивные эмоции возникают в том случае, если родители убеждены, что детский сад научит ребенка всему. Если эти ожидания не оправдываются, то возникает напряжение между воспитателями и родителями. Важно понимать, что детский сад многое делает для развития детей. Но он не сможет заменить ребенку родителей и их воспитательное воздействие.
Неоправданно негативное отношение к детскому саду возникает тогда, когда родители сами не посещали дошкольное учреждение, но слышали множество плохого о нем.
Другой субъективной причиной конфликтов в детском саду является то, что для многих родителей воспитатель - символ власти, который поучает их. Когда воспитатель дает родителям рекомендации, они считают, что воспитатель оценивает их самих. Это ошибочное мнение, приводящее к недопониманию и конфликту.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это :
• с ребенком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.
Конечно, и у воспитателей есть «свой список» претензий к родителям :
• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, «горит» на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов. Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Воспитателям:
информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения в конфликтной ситуации.
грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям :
Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
3. Принципы взаимодействия с родителями
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
4. Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями
1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.
- неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад «всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.
- если личный «детсадовский» опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что «это очень плохо», возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.
2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.
3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань «борьбы» за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель «навязывает» им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: «Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то». Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.
4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать, как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя «должного» отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.
5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который «недосмотрел» за ребенком, или агрессия по отношению к «злостному обидчику». Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. «Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?» - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории «специально для мамы». Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, «что произойдет», получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.