ксения мартынова
Деловая игра «Общение без конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Общение без конфликтов».
Задачи:
- формировать навыки общения с родителями воспитанников;
- развивать умение предотвращать конфликтные ситуации.
1. Приветствие.
Я рада вас приветствовать.
2. Разминка.
Игра «Сто мячей».
Публикация «Деловая игра „Общение без конфликтов“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: Игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.
Содержание: Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча.
1. этап – Все участники становятся в круг. В руках у ведущего – мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому – либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т. д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.
2. этап. – Игра проводится точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один дополнительный мяч, тем самым, усложняя проведение игры.
3. Основная часть.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации данной стратегии у каждого из вас в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов.
Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов.
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд.
(Правило трех плюсов).
• Поэтому для установления хорошего контакта с собеседником необходима искренняя, доброжелательная улыбка, а так же доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз, но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
• Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке.
• Косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого.
Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям воспитанников, должен проявлять должное внимание и уважение. Кроме того, необходимо выбрать и форму приветствия. Вероятно, для этой цели вряд ли подойдет фривольное «привет» или просторечное «здрастье». Скорее всего вы будете приветствовать родителей словами «добрый вечер», «здравствуйте» и др.
Очень часто воспитатели называют родителей, с которыми у них сложились добрые отношения, на «ты». И хотя строгих запретов на этот счет не существует, этика педагогического общения предписывает все же определенные ограничения. Лучше называть родителей, по крайней мере в стенах детского сада, по имени – отчеству и на «вы» даже в том случае, если вы их хорошо знаете. Форма «вы» является более нейтральной, поэтому использование ее дает возможность быть менее зависимыми от собеседника и при необходимости сообщить не самую приятную для него информацию, не испытывая при этом неудобства.
Если педагог испытывает трудности в запоминании имен, то рекомендуется составит список имен и отчеств всех родителей и положить его на видное место или под стекло на столе. Кроме того, чтобы лучше запомнить имя и отчество, можно повторите его в самые первые минуты общения желательно несколько раз.
Упражнение «Шушаника Минична».
Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева : «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Шушаника Минична» и т. д.
Рефлексия. После выполнения упражнения участники замечают, что им пришлось активизировать свою память
.
Игра «Фразы для начала беседы с родителями».
Участники объединяются в группы. На листочках представлены примеры фраз, с которых начинается диалог педагога с родителями.
Задание: найти «нежелательные» фразы и подобрать к ним «желательные» смысловые пары.
Ответы: 1-6, 2-12, 4-3, 5-7 9-11, 10-8.
Приемы установления хорошего контакта с собеседником.
1. Улыбка и доброжелательный взгляд.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1.5м). Такая дистанция характерна для беседы близких, знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им ближе, но не переступать границы личного пространства собеседника.
3. Убрать барьеры «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Группа жестов «Рука к лицу» (почесывание кончика носа без особой надобности, потирание щеки, уха или области вокруг глаз, считают негативными, свидетельствующими об отрицательных ощущениях и мыслях. Эти жесты люди часто используют в тех ситуациях, когда они не хотят видеть, слышать или говорить на определенную тему.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно чаще употребляйте местоимение «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети…».
Упражнение «Старинная английская игра».
Материал: приз победителю, например, конфета. Ведущие заранее упаковывает приз.
Содержание. Группа садится в круг, стулья придвинуты максимально к друг другу. Ведущий включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С началом звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Приз достанется тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
Рефлексия. Высказать свое мнение об игре. Вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты?». Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидевшими рядом. Можно было бы обвинить ведущего в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.
Далее ведущий предлагает участникам ответить на вопросы:
- Как можно было бы изменить инструкцию к игре, чтобы снизить вероятность конфликтов в игре? (Установить очередность, внести ограничения и т. д)
- Как интересней было бы играть, как мы играли, или в смоделированном варианте?
Игра «Конфликт понимания».
Содержание. 1 –й этап. Ведущий приглашает одного из участников в качестве помощника, который выступает в роли индуктора. Он садится спиной к остальным участникам и получает лист с достаточно простым изображением. Этот рисунок виден только индуктору.
«Сейчас мой помощник держит перед собой лист бумаги с несложным рисунком. В его задачу входит рассказать вам о том, что он видит, таким образом, чтобы вы могли максимально адекватно изобразить аналогичный рисунок на своих листах. При этом прошу вас воздержаться от всяких реплик. Работать будем в условиях строгой односторонней связи».
Затем группа приступает к выполнению задания. После окончания лист с образцом не показывается.
Далее задаются вопросы.
Индуктору: Какие трудности она испытывала при выполнении задания?
Группе: есть ли удовлетворение от проделанной работы? Какие причины затруднений в работе?
2 – этап. Приглашается второй участник. Ему предлагается другой рисунок.
«Условия нашего эксперимента существенно меняются. Теперь индуктору разрешается не только видеть вас, но и разговаривать с вами. Вы можете задавать ему вопросы, делать замечания. Не разрешается только показывать руками. Условие прежнее: ваши рисунки должны быть максимально похожи на образец».
После выполнения задания для сравнения предъявляются оба рисунка. Обсуждение. Конфликтность, связанная с необходимостью децентрации, требует конструирования каждым индуктором новой подынстанции «Я», что осуществляется с привлечением различных средств. Это и становится предметом изучения и обсуждения на этапе рефлексии.
4. Заключение.
Обратная связь.