Валентина Киселева
Тренинг «Развитие коммуникативных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Тренинг
на тему: «Развитие коммуникативных способностей»
(для педагогов - психологов)
Киселева В. Л.
педагог - психолог
г. Советский, 2017г.
Пояснительная записка
Публикация «Тренинг „Развитие коммуникативных способностей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Без правильного понимания личностных качеств и актуальных состояний партнеров и отношений между людьми невозможно эффективное планирование, принятие решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций, подбор персонала в организациях.
Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения.
Проведение тренинга коммуникативных умений по представленной программе способствует воспитанию активной, коммуникабельной, творческой, успешной личности.
Цель тренинга : развить коммуникативные умения, знания, способности, воспитать коммуникабельную личность.
Задачи тренинга :
1. Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.
2. Развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
3. Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми.
4. Овладение навыками эффективного слушания.
5. Развитие навыков убедительной речи.
6. Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов.
Продолжительность тренинга : 1 занятие, 1 час.
План тренинга «Развитие коммуникативных способностей»
Коммуникативное упражнение "Я чувствую себя как. "
Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся выражать свои чувства через уподобление себя тем или иным литературным персонажам, попавшим в определенную ситуацию.
Во многих коммуникативных ситуациях полезно и уместно умение выражать вербально свои чувства. Если хочется, чтобы просто собеседник знал о ваших чувствах, можно сказать что-то вроде "Я опечален" или "Я крайне удивлен".
Можно использовать прием "Я себя чувствую как. " То есть можно сказать - например - так:
- Я себя чувствую как Наташа Ростова на балу. (восторг)
- Я себя чувствую как Винни-Пух, застрявший в дверях. (озабоченность)
- Я себя чувствую как Алиса, падающая в кроличью нору. (тревога)
- Я себя чувствую как Му-му, которую топят. (беззащитность, разочарование)
Участники по очереди описывают свое состояние (реальное). В качестве примеров лучше использовать известных персонажей книг, фильмов, цитаты из стихотворений, песен, пословиц или поговорок.
Коммуникативное упражнение "Речевая машина"
Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие коммуникативной гибкости, языкового чутья.
Ведущий вызывает четырех добровольцев. Им сообщается, что они сейчас все вместе будут рассказывать сказку "Колобок". Один доброволец отвечает за существительные, местоимения и имена собственные (лес, он, Колобок и др.) Другой отвечает за глаголы и деепричастия (идет, идя и др.). Третий - за прилагательные и причастия (злой, идущий и др.). Четвертый - за все остальные слова (предлоги, союзы, частицы, числительные, наречия).
Ведущий дает команду, участники рассказывают сказку. Остальные наблюдают.
В конце проводится обсуждение:
- Каковы впечатления непосредственных участников?
- Каковы впечатления наблюдателей?
- Почему так сложно говорить вместе?
- Если бы всегда было так тяжело говорить, не стали бы люди больше молчать?
Коммуникативное упражнение «Дар убеждения»
Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
Коммуникативно-интеллектуальное упражнение "Устный счет"
Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2 команды, коллективно считают в уме.
Упражнение можно использовать не только для развития отдельных способностей у участников, но также и для развития сплоченности данных групп, проверки умения работать в команде.
Ведущий разбивает участников на 2 группы. Желательно, чтобы в каждой группе было не меньше четырех человек.
В любом случае у каждой команды должен быть капитан.
Ведущий объясняет задание: надо в уме, коллективно, не пользуясь калькуляторами и пишущими принадлежностями, перемножать в уме числа. Для того, чтобы дать ответ, капитан команды тянет руку, а после того, как ведущий разрешит ему говорить, сообщает свой ответ.
Команды разводятся по разным углам тренингового зала (чтобы они друг другу не мешали и не помогали).
Ведущий сообщает очередное задание. Можно это делать только вслух, но лучше сопроводить визуально: написать на доске или вывесить заранее приготовленную табличку.
Задания следует давать по нарастающей сложности. Пример заданий:
3 x 9 = 27
7 x 13 = 91
23 x 90 = 2070
98 x 32 = 3136
109 x 83 = 9047
148 x 85 = 12580
191 x 88 = 16808
228 x 87 = 19836
125 x 175 = 21875
364 x 326 = 118664
Ответы, разумеется, ведущий должен держать при себе, не показывая их.
Если ответ оказался неверным, следующую попытку ответить группа получить только после того, как ответят все другие группы.
Ведущий внимательно следит за тем, чтобы участники честно соблюдали правила: не пользовались записями и калькуляторами. Во всем остальном он предоставляет им полную свободу действий (в разумных пределах).
Коммуникативное упражнение «Переходы»
Тренируем навыки рабочей собранности: посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа стоял участник с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним слева – был бы участник с самыми черными волосами. Никаких шумных обсуждений! (рост, цвет глаз, размер обуви, размер груди).
Коммуникативное упражнение «Кто ты»
Участники встают в шеренгу, друг за другом. Каждому участнику одевают специальный ободок, на котором сверху написано слово. Задача второго игрока - объяснить напарнику, стоящему перед ним, слово, которое написано у него на лбу. Как только произносится верный ответ, четвёртый участник, который загадывал, бежит в конец очереди, а тот, кто отгадал, кто он, становится на место загадывающего. Он объясняет следующему по очереди, что у него написано на лбу. При объяснении нельзя использовать однокоренные слова.
Коммуникативное упражнение «Подарок»
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своим коллегам (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.)
В конце круга ведущие дарят сладкие подарки участникам тренинга и бонус презентация «О профессии: и в шутку, и всерьёз».
Библиографический список:
1. Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 1999. – 153с.
2. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 196 с. : ил. – (Психологический практикум).
3. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2006. – 224с.
4. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.
5. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг / А. С. Прутченков. – 2-е изд. доп. и перераб. – М. : Эксмо – Пресс, 2001. – 144с.