Юлия Рыжова
Презентация «Развитие коммуникативных способностей детей в процессе игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей детей в процессе организации игровой деятельности.
Рыжова Ю. Ю.
Актуальность
Последние исследования показывают, что современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребёнка лучший друг – это телевизор или компьютер, а любимое занятие это просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей всё труднее нормально взаимодействовать с другими.
Причины трудностей в коммуникативной сфере
Публикация «Презентация „Развитие коммуникативных способностей детей в процессе игровой деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. В связи с реализацией различных направлений общеобразовательной программы ДОУ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников иногда остаётся за пределами внимания. Столько надо успеть, что уже не до этого.
2. Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.
Поэтому, важно в свободное время уделять время для воспитания коммуникативных навыков у детей.
Условия воспитания основ коммуникативной культуры
В каких же условиях происходит освоение детьми основ коммуникативной культуры? Прежде всего, это
Обучение и воспитание
Разнообразная детская деятельность
Усвоение норм морали и общечеловеческой культуры в совместной со взрослым деятельности
Окружающая ребёнка социальная среда
Игровая деятельность
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния. В игре
Формируются знания и умения доброжелательного общения
Воспитывается культура общения
Развиваются коммуникативные навыки : умение распознавать эмоции других людей, владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
Приобретаются навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Виды игр
Мы знаем различные виды игры и каждая, при правильной организации, влияет на формирование коммуникативных навыков
Игры – инсценировки
Игры – драматизации
Игры - имитации
Игры – забавы
Игры – соревнования
Дидактические
Творческие
Сюжетно – ролевые
Подвижные
Хороводные
Творческая игра
Но наиболее благоприятной в этом плане является творческая игра, потому что:
Творческие игры создаются самими детьми
Тематика их многообразна
Отображают быт семьи и окружающего мира
Внимание детей привлекают отношения между людьми : забота мамы, ласковое обращение бабушки, поведение детей.
При активном взаимодействии со взрослыми интересы детей становятся всё более устойчивыми, игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. Дети больше говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы. Растущая самостоятельность приводит к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.
Правила совместной игры
Так вот если мы хотим, чтобы игра развивалась именно по такому сценарию, важно помнить о некоторых правилах при организации игры. А именно:
Взрослый должен верить в игру так, как в неё верит ребёнок
Педагог является образцом речи
Речь детей успешнее развивается в атмосфере спокойствия и любви
Активная роль принадлежит не только педагогу, но и ребёнку
Важно обеспечить возможности использования всех пяти органов чувств.
У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности и интересы.
Создание предметно – пространственной среды
Основываясь на всём вышесказанном, мы решили организовать свою работу таким образом, чтобы максимально использовать пространство группы и имеющееся оборудование в развитии коммуникативных навыков. Для чего пересмотрели предметно – развивающую среду и привели её в соответствие с требованиями ФГОС. Считаем, что наша группа соответствует предъявляемым критериям.
1. Насыщенность. Обеспечили достаточным количеством игр и пособий, соответствующих возрастным возможностям детей. В группе достаточно игрового, спортивного, оздоравливающего оборудования.
2. Трансформируемость. 25% мебели на колёсиках, что позволяет менять её местоположение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей.
Создание предметно – пространственной среды
3. Полифункциональность. Мы предоставили детям возможность разнообразно использовать составляющие предметной среды. Предметы детской мебели, ширмы пособия не имеют жёстко закреплённых способов употребления. Используются детьми в различных видах деятельности по желанию. Для сюжетно – ролевых и творческих игр в группе есть достаточное количество различных атрибутов. Игрушки, муляжи, предметы заместители находятся в прозрачных контейнерах. Дети имеют к ним свободный доступ. Нет заданной игровой ситуации, ребёнок создаёт её сам. Те же овощи он может продавать в магазине, может варить суп, а может перевозить их на грузовике. Для привлечения детей к игре мы сшили им накидки разного цвета, различные сумочки, шапочки и пилотки. Красную накидку ребята одевают и для игры в пожарника и для парикмахера. Накидка защитного цвета применяется и для солдата и для полицейского и для роли папы. Мы не ограничиваем ребят в их выборе, а показываем новые способы использования игрового оборудования.
4. Вариативность. В группе достаточно пространства для организации различных видов игр, рисования, конструирования, уединения. Периодически меняется игровой материал. Еженедельно сменяется дидактический материал в речевом уголке и в учебной зоне. Игры, пособия, картинки, фотографии подбираем по изучаемой теме. В театрализованном уголке представлено достаточное количество театров. Но на центральном месте стоят театры, по уже изученной сказке. После знакомства с новым произведением, и его драматизации
выставляем новые виды театра для творческой деятельности детей. Дидактические, настольные игры тоже периодически меняются, исходя из реализуемых задач и интересов детей.
Создание предметно – пространственной среды
5. Доступность. Все игры и пособия доступны для детей.
6. Безопасность. И естественно эстетичны и безопасны.
Я в своём выступлении достаточно много уделила внимания предметно – развивающей среде, потому что в соответствии с ФГОС основная задача воспитателя состоит не в том, чтобы всё показать и, тем самым, навязать способ действия, а создать условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности. А условия, это и есть среда.
Речевые, дидактические игры, игры – драмматизатии, игры – ситуации.
Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно – развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей. Мы ежедневно включаем игры в занятия, в режимные моменты, играем в свободное время. При подборе дидактических материалов, игр, пособий учитываем особенности разноуровнего развития детей и стараемся осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку для его позитивного продвижения.
Ежедневно играем в речевые игры. Например: «Учимся здороваться», «Вежливые слова», «Закончи предложение». Такие игры помогают развивать уважение к товарищу в общении, вырабатывают привычку пользоваться вежливыми словами.
Дидактические игры способствуют познавательному развитию, а также умению договариваться. Например любимыми дидактическими играми наших воспитанников являются: «Дотронься до…», «Рукавички», «Поварята», «Найди, что дорисовали».
Игры драматизации в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируют и совершенствуют словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи, помогают преодолеть комплексы и речевой негативизм.
Очень нравятся детям Игры – ситуации. «Ты хочешь игрушку товарища», «Друг обиделся», «У мамы плохое настроение», «Разговор через стекло». Такие игры развивают умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, выражать свои мысли, использовать в общении мимику и пантомимику.
Хороводные, подвижные игры, пальчиковые игры.
Хороводные и подвижные игры «АУ», «Возьми игрушку», «Не намочи ног» дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, позволяют увидеть в сверстнике полноценную личность. Некоторые игры проводятся с музыкальным сопровождением. Подборка музыкальных произведений позволяет разнообразить игровой репертуар, привлекает детей, побуждает к выражению своих чувств через движения, мимику, пластику.
Пальчиковые игры тоже сопровождают нас в течение дня. Они помогают снять напряжение, усталость, способствуют организации коллектива. Хотя пока ещё не всё и не у всех получается. Зато успеху каждого ребёнка мы радуемся все вместе.
Творческая, сюжетно – ролевая игра.
Поскольку дети у нас ещё маленькие и их интересы не отличаются разнообразием, мы стараемся привлечь их внимание к разнообразным играм с помощью различных методов. В уголке природы у нас живёт старичок – лесовичок. Он предлагает понаблюдать за погодой, познакомиться со свойствами воды и песка, знакомит с играми о природных объектах и явлениях природы. Спортсмен Боря знакомит со спортивным оборудованием и приглашает поиграть в спортивные игры. Машенька знакомит с потешками, загадками, сказками, а перед сном поёт колыбельную песенку. Клоун Боря успевает везде: и с новым театром познакомит, и хоровод заведёт и игровую ситуацию создаст. А для большего осознания детьми своей и чужой роли в игре мы пользуемся бейджиками, которые помогают детям лучше ориентироваться в игровой ситуации.
Мы предлагаем детям различные сюжеты для ролевых игр. Но всегда ориентируемся на их интерес. У нас на первом месте сейчас игры, связанные с семейным бытом, пожарные, строители и солдаты. В этих играх воспитывается умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается ответственность за свои действия.
Творческие игры наиболее любимы детьми, потому что создаются самими ребятами. Они способствуют развитию эмоционально – волевой сферы, происходит коррекция поведения, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.
Работа с родителями.
Естественно в нашей работе самое непосредственное участие принимают родители. Мы их познакомили с направлением нашей работы. Получили от них поддержку и желание помогать нам. Родители наших воспитанников ориентируются в разнообразных видах игр, и игровых пособиях, знают о способах привлечения детей к игре и о совместной игре. Покупая новую игру, родители приносят нам её в садик, чтобы мы могли поиграть в неё со всеми ребятами. Чтобы интерес родителей не угасал, мы еженедельно даём им рекомендации, знакомим с новыми играми. Надеемся на дальнейшее плотное сотруднечество.
Ожидаемые результаты
Работа по развитию коммуникативных навыков пока в самом начале. Но уже сейчас можно говорить о положительной динамике. Самое главное, за 2 месяца с начала учебного года, нам удалось сформировать детский коллектив. Наши воспитанники знают и соблюдают доступные им правила поведения в группе и детском саду. Никто не отказывается идти в детский сад. В группе царит позитивный настрой. С хорошим положительным настроем прошёл первый праздник. Также мы отмечаем, что дети стали более открытыми, не боятся вступать в контакт с другими, снизилась тревожность в ситуациях общения. Многие стали без напоминания здороваться и благодарить за помощь. Мы надеемся, что систематическая работа позволит
Повысить социальную активность детей
Обеспечить систематическое развитие коммуникативных навыков
Полученные навыки будут применяться детьми в повседневной жизни, способствуя их дальнейшей социализации.
Развитие коммуникативных способностей детей в процессе организации игровой деятельности.
Рыжова Ю. Ю.
Актуальность
Последние исследования показывают, что современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребёнка лучший друг – это телевизор или компьютер, а любимое занятие это просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей всё труднее нормально взаимодействовать с другими.
Причины трудностей в коммуникативной сфере
1. В связи с реализацией различных направлений общеобразовательной программы ДОУ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников иногда остаётся за пределами внимания. Столько надо успеть, что уже не до этого.
2. Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.
Поэтому, важно в свободное время уделять время для воспитания коммуникативных навыков у детей.
Условия воспитания основ коммуникативной культуры
В каких же условиях происходит освоение детьми основ коммуникативной культуры? Прежде всего, это
Обучение и воспитание
Разнообразная детская деятельность
Усвоение норм морали и общечеловеческой культуры в совместной со взрослым деятельности
Окружающая ребёнка социальная среда
Игровая деятельность
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния. В игре
Формируются знания и умения доброжелательного общения
Воспитывается культура общения
Развиваются коммуникативные навыки : умение распознавать эмоции других людей, владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
Приобретаются навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Виды игр
Мы знаем различные виды игры и каждая, при правильной организации, влияет на формирование коммуникативных навыков
Игры – инсценировки
Игры – драматизации
Игры - имитации
Игры – забавы
Игры – соревнования
Дидактические
Творческие
Сюжетно – ролевые
Подвижные
Хороводные
Творческая игра
Но наиболее благоприятной в этом плане является творческая игра, потому что:
Творческие игры создаются самими детьми
Тематика их многообразна
Отображают быт семьи и окружающего мира
Внимание детей привлекают отношения между людьми : забота мамы, ласковое обращение бабушки, поведение детей.
При активном взаимодействии со взрослыми интересы детей становятся всё более устойчивыми, игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. Дети больше говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы. Растущая самостоятельность приводит к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.
Правила совместной игры
Так вот если мы хотим, чтобы игра развивалась именно по такому сценарию, важно помнить о некоторых правилах при организации игры. А именно:
Взрослый должен верить в игру так, как в неё верит ребёнок
Педагог является образцом речи
Речь детей успешнее развивается в атмосфере спокойствия и любви
Активная роль принадлежит не только педагогу, но и ребёнку
Важно обеспечить возможности использования всех пяти органов чувств.
У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности и интересы.
Создание предметно – пространственной среды
Основываясь на всём вышесказанном, мы решили организовать свою работу таким образом, чтобы максимально использовать пространство группы и имеющееся оборудование в развитии коммуникативных навыков. Для чего пересмотрели предметно – развивающую среду и привели её в соответствие с требованиями ФГОС. Считаем, что наша группа соответствует предъявляемым критериям.
1. Насыщенность. Обеспечили достаточным количеством игр и пособий, соответствующих возрастным возможностям детей. В группе достаточно игрового, спортивного, оздоравливающего оборудования.
2. Трансформируемость. 25% мебели на колёсиках, что позволяет менять её местоположение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей.
Создание предметно – пространственной среды
3. Полифункциональность. Мы предоставили детям возможность разнообразно использовать составляющие предметной среды. Предметы детской мебели, ширмы пособия не имеют жёстко закреплённых способов употребления. Используются детьми в различных видах деятельности по желанию. Для сюжетно – ролевых и творческих игр в группе есть достаточное количество различных атрибутов. Игрушки, муляжи, предметы заместители находятся в прозрачных контейнерах. Дети имеют к ним свободный доступ. Нет заданной игровой ситуации, ребёнок создаёт её сам. Те же овощи он может продавать в магазине, может варить суп, а может перевозить их на грузовике. Для привлечения детей к игре мы сшили им накидки разного цвета, различные сумочки, шапочки и пилотки. Красную накидку ребята одевают и для игры в пожарника и для парикмахера. Накидка защитного цвета применяется и для солдата и для полицейского и для роли папы. Мы не ограничиваем ребят в их выборе, а показываем новые способы использования игрового оборудования.
4. Вариативность. В группе достаточно пространства для организации различных видов игр, рисования, конструирования, уединения. Периодически меняется игровой материал. Еженедельно сменяется дидактический материал в речевом уголке и в учебной зоне. Игры, пособия, картинки, фотографии подбираем по изучаемой теме. В театрализованном уголке представлено достаточное количество театров. Но на центральном месте стоят театры, по уже изученной сказке. После знакомства с новым произведением, и его драматизации
выставляем новые виды театра для творческой деятельности детей. Дидактические, настольные игры тоже периодически меняются, исходя из реализуемых задач и интересов детей.
Создание предметно – пространственной среды
5. Доступность. Все игры и пособия доступны для детей.
6. Безопасность. И естественно эстетичны и безопасны.
Я в своём выступлении достаточно много уделила внимания предметно – развивающей среде, потому что в соответствии с ФГОС основная задача воспитателя состоит не в том, чтобы всё показать и, тем самым, навязать способ действия, а создать условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности. А условия, это и есть среда.
Речевые, дидактические игры, игры – драмматизатии, игры – ситуации.
Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно – развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей. Мы ежедневно включаем игры в занятия, в режимные моменты, играем в свободное время. При подборе дидактических материалов, игр, пособий учитываем особенности разноуровнего развития детей и стараемся осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку для его позитивного продвижения.
Ежедневно играем в речевые игры. Например: «Учимся здороваться», «Вежливые слова», «Закончи предложение». Такие игры помогают развивать уважение к товарищу в общении, вырабатывают привычку пользоваться вежливыми словами.
Дидактические игры способствуют познавательному развитию, а также умению договариваться. Например любимыми дидактическими играми наших воспитанников являются: «Дотронься до…», «Рукавички», «Поварята», «Найди, что дорисовали».
Игры драматизации в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируют и совершенствуют словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи, помогают преодолеть комплексы и речевой негативизм.
Очень нравятся детям Игры – ситуации. «Ты хочешь игрушку товарища», «Друг обиделся», «У мамы плохое настроение», «Разговор через стекло». Такие игры развивают умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, выражать свои мысли, использовать в общении мимику и пантомимику.
Хороводные, подвижные игры, пальчиковые игры.
Хороводные и подвижные игры «АУ», «Возьми игрушку», «Не намочи ног» дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, позволяют увидеть в сверстнике полноценную личность. Некоторые игры проводятся с музыкальным сопровождением. Подборка музыкальных произведений позволяет разнообразить игровой репертуар, привлекает детей, побуждает к выражению своих чувств через движения, мимику, пластику.
Пальчиковые игры тоже сопровождают нас в течение дня. Они помогают снять напряжение, усталость, способствуют организации коллектива. Хотя пока ещё не всё и не у всех получается. Зато успеху каждого ребёнка мы радуемся все вместе.
Творческая, сюжетно – ролевая игра.
Поскольку дети у нас ещё маленькие и их интересы не отличаются разнообразием, мы стараемся привлечь их внимание к разнообразным играм с помощью различных методов. В уголке природы у нас живёт старичок – лесовичок. Он предлагает понаблюдать за погодой, познакомиться со свойствами воды и песка, знакомит с играми о природных объектах и явлениях природы. Спортсмен Боря знакомит со спортивным оборудованием и приглашает поиграть в спортивные игры. Машенька знакомит с потешками, загадками, сказками, а перед сном поёт колыбельную песенку. Клоун Боря успевает везде: и с новым театром познакомит, и хоровод заведёт и игровую ситуацию создаст. А для большего осознания детьми своей и чужой роли в игре мы пользуемся бейджиками, которые помогают детям лучше ориентироваться в игровой ситуации.
Мы предлагаем детям различные сюжеты для ролевых игр. Но всегда ориентируемся на их интерес. У нас на первом месте сейчас игры, связанные с семейным бытом, пожарные, строители и солдаты. В этих играх воспитывается умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается ответственность за свои действия.
Творческие игры наиболее любимы детьми, потому что создаются самими ребятами. Они способствуют развитию эмоционально – волевой сферы, происходит коррекция поведения, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.
Работа с родителями.
Естественно в нашей работе самое непосредственное участие принимают родители. Мы их познакомили с направлением нашей работы. Получили от них поддержку и желание помогать нам. Родители наших воспитанников ориентируются в разнообразных видах игр, и игровых пособиях, знают о способах привлечения детей к игре и о совместной игре. Покупая новую игру, родители приносят нам её в садик, чтобы мы могли поиграть в неё со всеми ребятами. Чтобы интерес родителей не угасал, мы еженедельно даём им рекомендации, знакомим с новыми играми. Надеемся на дальнейшее плотное сотруднечество.
Ожидаемые результаты
Работа по развитию коммуникативных навыков пока в самом начале. Но уже сейчас можно говорить о положительной динамике. Самое главное, за 2 месяца с начала учебного года, нам удалось сформировать детский коллектив. Наши воспитанники знают и соблюдают доступные им правила поведения в группе и детском саду. Никто не отказывается идти в детский сад. В группе царит позитивный настрой. С хорошим положительным настроем прошёл первый праздник. Также мы отмечаем, что дети стали более открытыми, не боятся вступать в контакт с другими, снизилась тревожность в ситуациях общения. Многие стали без напоминания здороваться и благодарить за помощь. Мы надеемся, что систематическая работа позволит
Повысить социальную активность детей
Обеспечить систематическое развитие коммуникативных навыков
Полученные навыки будут применяться детьми в повседневной жизни, способствуя их дальнейшей социализации.