Зуева Ирина Владимировна
Развитие коммуникативных способностей детей с помощью социальной игры
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и
коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной
моделью, которого является ранний детский аутизм. Ранний детский
аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным разви-
тием – таким типом дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные
сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, повре-
жденного развития отдельных психических функций, что приводит к
ряду качественно новых патологических образований. Термин аутизм
Публикация «Развитие коммуникативных способностей детей с помощью социальной игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
происходит от латинского слова autos - сам и означает отрыв от реально-
сти, отгороженности от мира. В особой помощи нуждаются дети с аутиз-
мом (от греч. autos - сам, имеющие сложные симптомы социальных, ком-
муникативных и поведенческих нарушений. Для этих детей характерны
уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вер-
бальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения.
Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ре-
бенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит
у здорового человека. Эти нарушения являются последствиями расстрой-
ства у детей эмоционально-волевой сферы. Для них свойственно иска-
женное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, пер-
цептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Детям с РАС нравится играть, но некоторые виды игр им недо-
ступны. Часто они играют в очень ограниченные по объему действий
игры, используют лишь несколько игрушек, игнорируя все остальные,
или же играют по шаблонам. Например, ребенок складывает голово-
ломку по одной и той же схеме, или же раскручивает колеса машины и
наблюдает за их вращением.
Игровые и социальные навыки – одни из самых важных навыков,
которым ребёнок должен научиться. Качество жизни ребёнка неизме-
римо повысится, если он получит возможность наладить связь с окружа-
ющим миром при помощи игры и общения. Дефициты в этих областях
часто ведут к изоляции, скуке и даже депрессии. Если ребенок будет
осмысленно играть с другими детьми, он станет счастливее и одновре-
менно сможет усвоить важные знания об окружающем мире о и том, как
ладить с людьми; также это поможет развитию отдельных когнитивных
навыков.
Поскольку РАС влияют на развитие навыков социального взаимо-
действия и общения, они также оказывают влияние на то, как формиру-
ются важные навыки, необходимые для игр, такие как способность копи-
ровать простые действия, исследовать окружающее пространство, сов-
местно использовать предметы, разделять внимание с окружающими, от-
вечать на действия других людей и выполнять действия по очереди. Тем
не менее, ребенок может выучить и развить эти навыки. Совместные
игры с ребенком – это отличный способ добиться с ним контакта на до-
ступном ему уровне.
Социальные игры - это игры, направленные на социальное взаимо-
действие. При подготовке совместной игры со сверстниками необходимо
определить соответствующие игровые навыки и отработать их отдель-
ными блоками в формате один на один. Выбор игровых навыков опреде-
ляется тем, какие из них будут способствовать социальной интеграции, а
также игровым предпочтениям самого ребёнка. Игра должна соответ-
ствовать возрасту. Когда ребёнок освоил несколько игровых навыков
можно переходить к взаимодействию со сверстниками. На начальном
этапе игра не должна затягиваться. Роль взрослого должна быть как
можно более неформальной. Не следует избыточно структурировать де-
ятельность, но нужно иметь запасной сценарий на случай, если игра за-
стопорится или пойдёт в неверном направлении. Такой сценарий это-ру-
ководство для воспитателя и в случае необходимости он должен дать
подсказку. Выбирать вид деятельности со взаимодействием, необходимо
такой, который был бы интересен обоим детям. Каждая деятельность
должна быть уже знакома ребёнку из прежнего блока. Занимаясь каждым
видом деятельности, нужно иметь в виду конкретную цель относительно
желаемого поведения. Например, развитие речи, визуальный контакт,
действия по очереди, где быть, что делать. В перерывах между обучением
каждому виду деятельности позволяйте детям делать то, что им хочется,
в том числе играть отдельно друг от друга. Необходимо проявлять гиб-
кость в отношении временных рамок. Возможно их придется очень
быстро подстраивать под ситуацию. Всегда следует отдавать предпочте-
ние проявлениям спонтанного поведения, а не сценарию. Если происхо-
дит что-то позитивное, никогда не мешать. Не спешить с указаниями или
подсказками, чтобы обеспечить простор для спонтанного поведения.
Постепенно увеличивать продолжительность игровых блоков, вре-
мени для игры.
]Примеры социальных игр :
Игры в помещении : «Покатать машинку», «Салочки», «Построим
вместе», «Соберём пазл».
Задание предполагающее сотрудничество: «Приготовление пищи»,
«Строительство».
Игры вне помещения : «Покататься на качелях для двоих», «По оче-
реди съехать с горки, Игра в песочнице.
Игры основанные на использовании речи: Испорченный телефон,
Съедобное – несъедобное, Ребёнок в роли воспитателя для сверстника
Подвижные игры : «Делай как я», «Каравай, каравай, кого хочешь
выбирай», «Кошки-мышки», «У оленя дом большой», «Пузырь», «Пошла
коза по лесу».
Нужно отметить, что по мере продвижения ребенка по стадиям со-
циальной игры, они все равно будут хотеть часть времени играть
наедине. Это нормально, что ребенок не все время хочет играть с дру-
гими.