Екатерина Барабаш
Тренинг на сплочение коллектива родителей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг на сплочение коллектива родителей младшей группы.
Актуальность: Наверное, многие воспитатели, педагоги замечают не сплочённость, разобщенность родителей воспитанников. А в детском саду очень важна тесная связь с детьми и их родителями. Очень неприятно наблюдать за таким поведением родителей, когда порой проходят мимо и даже не здороваются, не общаются между собой. А если ребятишки между собой поругались или друг друга нечаянно ударил и, то зачастую родители переносят этот инцидент в свои взаимоотношения. Поэтому очень своевременна родительская встреча, в ходе которой коллектив сможет выявить и возможно решить некоторые проблемы, препятствующие сплочению группы родителей.
Темочки:
Цель тренинга : сплочение группы родителей и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга :
• способствовать формированию благоприятного психологического климата в группе родителей;
• создать условия для осознания каждым участником важности своей роли в группе;
• развивать умение работать в команде;
• способствовать осознанию необходимости сплочения коллектива родителей группы.
Целевая аудитория: коллектив родителей воспитанников группы, сформированной в новом учебном году.
Ход тренинга:
Предложить родителям встать в круг.
Педагог-психолог: Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые помогут нам познакомиться поближе, настроят на общение.
«Снежный ком»
Цель: знакомство участников, разряжение обстановки
Описание. Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; и далее, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример:
1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т. д.
Хочу вам задать вопрос, Ваши дети любят играть? Вот и мы с вами сегодня поиграем.
Притча «Слон и мудрецы»
Что такое пазлы? (Части общей картинки, элементы чего-то целого). Наша группа-это тоже единое целое, а каждый воспитанник в нем-пазл, та составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные. Может ли у всех быть одинаковое мнение по поводу происходящего вокруг? Чтобы доказать вам, что у каждого своего взгляда на мир, свое мнение, послушайте притчу
«Слон и мудрецы».
Давным-давно в маленьком городке жили-были 6 слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как?
-Я знаю,- сказал одни мудрец, - мы ощупаем его.
-Хорошая идея-сказали другие, -тогда мы будем знать, какой он.
Итак, 6 человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад.
-Слон похож на веер, - закричал первый мудрец.
Второй потрогал ноги слона.
- Он похож на дерево, -воскликнул он.
-Вы оба неправы, -сказал третий, он похож на веревку. Он ощупывал хвост.
-Слон похож на копье! -закричал четвертый, трогая бивни.
-Нет, нет, -закричал пятый, - слон как высокая стена!
Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец дергал слоновий хобот. \«Вы все неправы\», -сказал он, -слон похожна змею!»
-Нет, на веревку.
-На змею!
-Стена!
-Вы ошибаетесь!
- Нет, я прав!
О чем эта притча? Почему мудрецы так и не узнали, какой слон?
Вывод: у каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию каждый видит по-разному. Но мы с вами должно с уважением относится друг к другу.
Предлагаю поиграть в упражнение «Волшебный клубочек». Из рук в руки передается клубок. У Вас есть возможность назвать одно самое важное качество, которым должен обладать Ваш ребенок и которое Вы хотели бы сформировать. При произнесении этого качества предлагаю сделать виток нити вокруг пальца на руке и передать клубочек следующему родителю. Клубок совершает полный круг до ведущего. Сейчас мы с Вами связаны одной нитью, целью. И в наших общих силах вырастить детей умными, добрыми, жизнерадостными, любознательными, активными, здоровыми (ведущий перечисляет качества, которые определили родители). А теперь давайте представим ситуацию, в которой вы сознательно или неосознанно отделились от общих целей (ведущий подходит к одному или нескольким родителям и отделяет их нить от других ножницами). В таких обстоятельствах Ваш ребенок будет только активным, а Ваш – лишь старательным. А ведь в начале нашей встречи мы говорили о гармонично развитых детях.
Хочется отметить, что только сплоченный коллектив может добиться покорения многих вершин и побед! Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. А для этого нам и самим, я думаю, стоит быть немного дружелюбнее, ближе друг к другу.
Педагог: упражнение на взаимодействие.
«Пальчики»
Цель: всем участникам независимо друг от друга надо выбросить одно и то же количество пальцев.
Описание. Участники рассаживаются (встают) в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак и по команде инструктора все «выбрасывают» пальцы.
Участникам не разрешается договариваться, перемигиваться или пытаться согласовать свои действия любыми другими способами. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет цели.
Количество попыток может быть ограничено.
Педагог: Что помогло выполнить это упражнение наиболее эффективно или что необходимо сделать, чтобы достичь результата? (при неудачном исполнении).
Примечание: можно выявить лидеров (те, кто постоянно “выбрасывает” свое число пальцев) и тех, кто под них подстраивается. Возможно появление “негативиста”, упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.
Педагог: итак, мы познакомились, смогли договориться с помощью пальчиков, а с помощью следующего упражнения предлагаю вам провести небольшую беседу.
«Разгоняем паровоз»
Цель: Сплочение, ощущение общности группы.
Описание: движение выполняется по кругу по два хлопка в ладоши. Задача-постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем - обратный процесс.
Педагог: Легко ли было делать это упражнение? Почему?
Педагог: предлагаю вашему вниманию следующее упражнение.
«Узел»
Цель: упражнение может продемонстрировать этапы формирования команды
Педагог: нужно взяться двумя руками за один длинный канат, равномерно распределяясь по всей его длине. Команде необходимо завязать узел посередине каната, не отпуская от него рук и не перемещая их по длине каната. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).
Итоги упражнения:
• Как вы себя чувствуете?
• Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
• Что вас удивило?
• Что вы еще хотели бы сказать?
Другой вариант данного упражнения—развязать завязавшийся узел с теми же правилами.
Педагог: вы успешно справились с предыдущими упражнениями, и я думаю легко справитесь со следующим.
«Волшебный обруч»
Цель: Ощущать команду, как единое целое, слаженно действовать.
Задачи:
1. Донести до участников важность роли каждого в достижении результата.
2. Выяснить, действует ли команда, как единое целое или каждый участник обособленно.
3. Отметить изменения в характере коммуникации внутри команды.
4. Оценить честность участников друг с другом и тренером.
5. Помочь участникам поверить в свои силы в случае ряда неудач.
Педагог: предлагаю встать в круг. Все участники сгибают одну руку в локте и выставляют вперёд указательный палец на уровне груди. На вытянутые пальцы ложится обруч.
Задание: Положить обруч на землю (сложно). Или опустить на уровень 10 см от земли (легче).
Правила:
• запрещается отрывать пальцы от палочки;
• запрещается придерживать палочку большими пальцами, рукой и любыми иными способами;
• запрещается скрещивать пальцы, образуя подобие желоба;
Дополнительные условия:
• в полном молчании
• ограничение во времени
• ограничение количества попыток
• пальцы поднимаются выше уровня плеч
В случае нарушения правил упражнение начинается заново.
Результаты:
1. концентрировать своё внимание,
2. быть ответственным за свои действия,
3. настраиваться на совместную работу,
4. осознавать, что команда – единое целое,
5. предугадывать движения других членов команды,
6. конструктивно обсуждать проблемную ситуацию,
7. поддерживать командный дух.
Педагог: А сейчас я предлагаю всем стать участниками упражнения «Волшебный сосуд».
Цель: способствовать положительному завершению тренинга, осуществлению рефлексии.
За истекший период времени можно сказать, что мы с Вами вкусили пуд соли. А сейчас я предлагаю окрасить эту соль новыми эмоциями и цветами. Перед вами на листе расположена соль и разноцветный мел. При тщательном растирании мела соль приобретает его оттенок. Предлагаю снова вернуться к истоку нашей встречи и подумать, что нужно сделать, чтобы взаимодействие в группе стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? В течение одной минуты мы с Вами попытаемся выявить эмоции или впечатления, которыми сейчас вы бы хотели поделиться и оставить на долгую память в этом волшебном сосуде. Теперь необходимо аккуратно поместить Вашу цветную соль в сосуд, сопровождая этот процесс одним словом или фразой, которые раскрывают суть проблемы? Родители окрашивают мелом соль, через воронку помещают поочередно ее в сосуд. Каждый родитель определяет важное качество, которое способствует, по его мнению, сплочению коллектива родителей группы. Этот сосуд стал по-настоящему волшебным, так как он наполнен солью поисков истины, цветом надежды и оптимизма, и Вашими светлыми пожеланиями. Он станет нам напоминанием о нашей встрече.
Ну вот, упражнения пройдены, слова сказаны. Не забывайте, что мы все – единое целое, каждый из Вас – важная, необходимая и уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие!