Генералова Анжелика Витальевна
Тренинг на снятие тревожности для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг на снятие тревожности для педагогов.
Цель: снятие эмоционального напряжения в условиях «частичной мобилизации».
Упражение: «Обними трех человек в зале»
Мир меняется, нужны новые ориентиры и способы думать. Для того, чтобы выйти из «я ничего не понимаю/что делать/помогите» Необходимо стабилизировать внутреннее состояние. Т. к из паники и страха и беспомощности есть вероятность принять не правильное решение. Чтобы стабилизировать свое внутреннее состояние нам необходимо:
Публикация «Тренинг на снятие тревожности для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Страх и детская тревожность
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сфокусируйтесь на настоящем
— Природа тревоги — неопределенное будущее. Как бы вам ни было сложно, постарайтесь не забегать вперед, иначе тревога и паника только усилятся. Вместо этого сфокусируйтесь на настоящем. Скорее всего, мысли будут снова и снова крутиться вокруг страшных сценариев, но важно усилием воли каждый раз себя возвращать в настоящий момент. Как же мы можем, вернуть себя в настоящее, благодаря планированию.
Планируйте
— Планирование и структурирование дает психике ощущение стабильности, таким образом защищая от неопределенности. Планирование в данном случае становится терапией. Составляйте график на каждый день, записывая в ежедневник или в заметки в телефоне даже самые небольшие дела, которые нужно сделать (поход в спорт зал, приготовление еды, встреча с подругой или родственниками, поход за продуктами и т. д.) Поищите опору внутри себя: то, что даст вам силы справляться с каждодневными делами, не позволяя эмоциям полностью вами овладеть.
Держать контакт с тем, что приносит удовольствие
При планировании дня, не забывайте включать занятия, которые вас радуют. Например, чтение книги, просмотр фильма, чаепитие и так далее. Очень хорошо, если будет контакт с близким человеком (дети, мамы, папы, муж, подруги, обнимашки те же. А еще, например, контакт с домашним питомцем. Это помогает снижать тревогу. Кроме того, в такие моменты лучше не оставаться в одиночестве, а поддерживать связь с друзьями. Также можно посещать разные мероприятия (поход в театр, в кино)
Общайтесь с близкими
— Если у вас есть такая возможность, выберите время для встреч с вашими близкими и друзьями. Общение может стать сильной опорой и поддержкой в сложные времена. Не изолируйте себя от людей и не держите чувства в себе. Когда мы делимся своими переживаниями с близкими людьми, нам гораздо легче с ними справляться. Если вам необходимо поддержать близкого человека, главная помощь это активное слушание, дайте высказаться ему, не перебивайте и не навязывайте свое мнение, даже если вы не разделяете его взглядов.
Позволение выразить эмоции
Позволяйте себе выражать любые эмоции: смеяться, плакать, кричать. Это лучше чем держать в себе.
Контролируйте потребление новостей
— Постарайтесь ограничить себя от бесконечного новостного потока. Не читайте новости чаще двух раз в день и, конечно, сразу после пробуждения и перед сном.
Используйте техники для снятия тревоги
— Если тревога захлестывает вас через край, попробуйте различные дыхательные практики, а также техники, связанные с резким изменением температуры тела: например, умыться или подержать запястья под холодной водой. Резкое изменение температурного режима вызывает мышечную релаксацию.
Давайте вместе сделаем дыхательное упражнение: «Воздушный шарик» Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно (через нос, глубоко глубоко, и чувствуете, как он надувается… Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша, сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. (через рот) Шарик сдувается…А потом надувается вновь… Сделайте так 5-6 раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите 1-2 минуты». При обсуждении упражнения участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения. Педагог-психолог объясняет, что это хорошая техника снятия напряжения. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом 2-3 минуты, и станет гораздо легче.
Также помогают методы арт-терапии. Например, рисовать страхи или лепить. Также можно раскрашивать мандалы, раскрашивать рисунки по номерам, ели вы сами не знаете что нарисовать.
Кроме того, помогает упорядочивание предметов, например, уборка в доме. а также можно починить что-то в доме или приготовить вкусную еду, связать что-то. Все, что занимает руки, занимает и голову. Самое главное — движение. Организм реагирует по трем типам: беги, бей и замри. Это нужно нормализовать. Люди с типом реакции «бей» судорожно ищут виноватых. Люди с типом реакции «беги» начинают суетиться и бегать, а «замиратели» замерли соответственно. Главное надолго не замирать, а начинать движение, так мы нормализуем наше состояние. Также, тяжелый физический труд помогает выработать адреналин, который выбрасывается в кровь при травмирующей ситуации. Он буквально освобождает от тревог. Всякие действия с мелкой моторикой тоже очень терапевтичны, как уже и говорили ранее. Гимнастика, любые физические упражнения, растяжки, танцы, массаж, прогулка на свежем воздухе тоже помогут снять тревогу.
Также очень хорошо помогают медитации, сейчас для удобства существую приложения на телефоне. Например, Meditopia.
Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким радостным ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»
Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.
Творческое задание «Прекрасный сад»
Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на своей прекрасный цветок запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией.
Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
Упражнение «Обними трех людей в зале».