Юлия Рыбакова
Тренинг «Мир глазами особенных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Надеюсь на плодотворную работу и на то, что каждый получит положительные эмоции и зарядится определенным багажом информации. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.
Ведущий (зачитывает стихотворение) :
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Публикация «Тренинг „Мир глазами особенных детей“» размещена в разделах
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Родился долгожданный и желанный ребенок. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему хочется этому научится и быть рядом с нами. Эти дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию.
1. Упражнение «Сильные стороны»
Цель: осознание собственных способностей и умений.
Каждому участнику раздаются лучики. Участники пишут на них свои сильные стороны профессионального мастерства: качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми ОВЗ.
Задача участников сложить лучики в одно солнце сильных профессиональных умений и способностей.
Участники приклеивают свой лучик к общему солнцу, объединяясь в одно общее солнце профессионалов своего дела.
Игра «Белая ворона»
Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).
Обсуждение:
Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство?
Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?
– Но ты не один. Мы с тобой, давайте возьмем его за руку. Пусть он почувствует, что мы с ним. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе. Инклюзивное образование дает такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.
4. Упражнение «Трудности»
Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются обычные дети.
- Назовите определённую трудность детей с ОВЗ, связанную с процессом освоения программы или с общением со сверстниками и взрослыми. (Ведущий записывает на мольберте все предлагаемые варианты ответов).
Итак, подведём итоги.
У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:
1. очень низкий темп выполнения заданий;
2. постоянная нужда в помощи взрослого;
3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности
4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);
6. трудности в понимании инструкции;
7. нарушения координации движений;
8. низкая самооценка и повышенная тревожность;
9. высокий уровень психомышечного напряжения;
10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Ведущий. Чтобы испытать на себе, что чувствует ребенок с ОВЗ при не совсем удачном выполнении заданий, предлагаю превратиться в ребенка и поиграть
Игра «Слепой и поводырь».
Цель: погрузить здоровых людей в мир человека с ОВЗ, развитие эмпатии. Упражнения проводятся в парах. В каждой паре выбирается «слепой» и «поводырь». Инструкция «поводырям» : «Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром». Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). «Поводырь» ведет «слепого» за собой (или поддерживает его сзади, знакомит с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли «поводыря» и «слепого», было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.
Упражнение «Слепой, Глухой, Немой» (роли людей с особенностями, выполнить задания).
Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо играть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии.
1-й – не двигается, не слышит, но говорит и видит
2-й – не говорит, не слышит, но двигается и видит
3-й – не говорит, не видит, но слышит и двигается
Задания для коммуникации:
• Вы собрались на праздник, нужно договориться в какие наряды оденетесь и какой возьмете подарок;
Рефлексия.
• Легко было выполнять задание?
• Какие чувства, испытывали при работе?
• Что мешало?
• Какие чувства вызвал результат работы?
Притча «Протяни ты ему руку»
В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный громко кричал, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. "Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота". Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. "Дай же мне руку!" - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: "Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою руку, тогда ты сможешь его спасти.
Как вы думаете о чему хочет научить нас эта притча? Варианты
Рефлексия.
Подумайте, пожалуйста, как мы можем помочь детям с ОВЗ?
Запишите на розовых стикерах свое предложение, что Вы, как педагоги можете дать ребёнку с ОВЗ?
А на голубых стикерах напишите свое пожелание этому ребенку.