Гром Вера
Тренинг «Мир детский и мир взрослый»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы будем говорить о двух мирах: о «взрослом» и «детском».
Устойчивые стереотипы нашей цивилизации традиционно поддерживали приоритет мира взрослых над ценностями мира детства.
Исторически сложилось так, что между миром взрослых и миром детей существуют отношения, в которых мир человека – это мир взрослого, а детство – это всегда элемент жизни взрослого, сырье, в котором воплощается их генетический опыт, возможность формировать мир детства по своему подобию. Отношения взрослых и детей, названные Ф. Дольто «взрослоцентризмом», традиционно сложившиеся в XIX–XX веках, строятся на взгляде на детей как неравноценной подчиненной части мира взрослых.
Публикация «Тренинг „Мир детский и мир взрослый“» размещена в разделах
Сегодня все настойчивее говорят о существующей во всем мире дискриминации детей. Их положение в обществе характеризуется социальной депривацией, то есть лишением, ограничением, недостаточностью тех или иных условий, необходимых для развития и выживания каждого ребенка. Мир детства всегда так или иначе деформирован миром взрослых, которым не известна его подлинная природа и на любом этапе детства они видят лишь отклонения от взрослости. Это приводит к распаду цепи уважения и любви между поколениями, к отсутствию у них взаиморазвивающего диалога влекущего за собой отчуждение детей от взрослых, форсированию адаптации детей к системе взрослых ценностей и представлений о мире, обеднению и сокращению детства.
Психолог В. Т. Кудрявцев, поддерживая идеи В. В. Давыдова, назвал такое положение в мире «неразвитым детством», в котором сохраняется традиция практического «изживания» детства «высшими целями». С этих позиций развитие ребенка становится следствием взросления, а развивающийся ребенок всегда остается «чистой потенцией», всегда еще чего то не знающим и чего–то не умеющим.
Современные тенденции развития детства в обществе обозначают переход к новому типу трансмиссии культуры, в котором новое поколение не копирует образ жизни своих «отцов», а само формирует его, ориентируясь на современников, равных по возрасту и опыту, и вновь открывающиеся перспективы.
Современное детство признано формообразующим, порождающим началом в культуре и истории, ему соответствует позиция доминирующих генетических перспектив, перспектива безграничного становления человека. Оно находится в постоянном процессе саморазвития, осваивает культуру как совокупности творческого опыта, развивается не путем усвоения нормативной деятельности, а путем развития общечеловеческих форм общения. Этот процесс реально воздействует и на установки взрослого мира, всего общества. Оно представляет собой обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых объективно ставятся задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяются направления их деятельности с ним.
Ребенок своеобразно воспринимает окружающий мир, не так как взрослые. Он может быть импульсивным, эмоциональным, может проявлять алогичность своих поступков, детский натурализм. К особенностям детского мира можно отнести следующие критерии:
- отсутствие сложившихся взглядов;
- быстрота перевоплощения;
- эмоциональность;
- высокая изменчивость;
- открытость;
- импульсивность;
- жить здесь и сейчас.
Часто взрослому кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить», однако так бывает не всегда. В основе нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели: требование внимания или комфорта (все возраста без исключения); желание показать свою власть или демонстративное поведение.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так, как взрослые, но это заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас воспитывающим, чем любые нравоучения.
Часто и мы с детьми находимся в разных «пространствах», каждый - в своем. Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые могут быть вместе? Было бы неверно принуждать ребенка «перейти» в «пространство» взрослого.
Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве» так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в тоже время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы вы и дети были «не рядом и не над, а вместе».
Общение с детьми можно осуществлять и через дидактические игры. Например:
Игра «Лото»
•Ведущий-взрослый, достает картинку или фигуру и называет ее.
•Ведущий-ребенок повторяет то же самое.
•Ведущий-взрослый, загадывает загадку не показывая ребенку, ребенок отгадывает и наоборот.
Игра «Вокруг посмотри, круглое, квадратное треугольное назови»
•Назвать предмет
•Нарисуй предмет и т. д.
Потребность в игре и желание играть, необходимо использовать и направлять. Игра может быть несколько вариантов ее можно использовать в разных целях.
В играх взрослые сами должны быть активными участниками.