Евгения Соловьева
Тренинг «Маска мифов и метафор» для педагогов ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«В маске мы ощущаем древнюю силу; в маске мы отваживаемся сделать то, что и в мыслях себе не можем представить. Именно скрываясь за маской, я ощущаю энергию окружающего, мой голос звучит как извержение вулкана. Маски скрывают, творят, влюбляются» Alekos Fashions
Маскотерапия – издавна известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем клиента в неживую материю маски. В маске сочетаются изобразительное искусство и драма, Арт-терапия и драматерапия. Маску можно рассматривать как разновидность скульптуры, произведение искусства, которое можно повесить на стену, рассмотреть, а затем, с помощью воображения, привести в движение. Хозяин маски может ее переносить куда захочет, оживлять и заставлять двигаться. Мы обе работаем с масками, и для нас это своеобразный переход между мирами изобразительного искусства и драмы. Маски могут помочь человеку продолжить движение вперед, если он чувствует, что «застрял». Миры терапии и религии, по меньшей мере, имеют двойственное отношение к маскам и их использованию. Часто маски рассматриваются как наш «ложный» или даже «злой» двойник – как та часть «Я», которая может выйти из-под контроля, пробудить демонов и вообще потрясти больное воображение. «Снимите маску», или «вы видите всего лишь маску, а не человека», или «надел маску» – все эти выражения мы используем, желая подчеркнуть искусственность в личности человека. Идея снятия маски и способности быть «честным и искренним» – главная идея драматерапии. Современная драматерапия – сложное и многогранное явление, представленное разными подходами, школами, концепциями. Драматерапия используется в работе с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной профессии, с пограничными расстройствами, психосоматикой. Театр исторически создавался как терапевтическое воздействие (теория катарсиса Аристотеля, и всегда театральное действие было чрезвычайно сильным по эмоциональному воздействию. Возвращение драмы как психотерапевтического действа в культуру началось с конца 19 в., когда стали возникать психотерапевтические театры в Германии, Австрии, США, России, Франции. Кроме всего, необходимо помнить, что драматерапия – это всегда игра, т. е. вид деятельности, ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе. Сила и глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно, точно, что дает возможность вспоминать и переживать иначе определенные жизненные
Публикация «Тренинг „Маска мифов и метафор“ для педагогов ДОО» размещена в разделах
- Маски и театральные шапочки для детей своими руками
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
события, посмотреть на них другими глазами. Несомненно, маска дает возможность испытать чувства и ощущения, которые иначе не могут быть выражены никакими другими средствами придуманными в процессе терапии. Изготовление масок (постепенное обретение маской форм и очертаний) – часть терапевтического процесса и преобразования[2]. Любая маска – часть нашего «Я». Используя маску, мы можем увидеть себя с разных сторон. Маска – это особенно надежное хранилище опасной части нашего «Я» или той части «Я», которая ощущает опасность. Главный эффект нашего тренинга, связан со снятием маски. Маска здесь представляет собой способ безопасной конфронтации с теми мыслями и чувствами, которые нуждаются в нашем признании в качестве составной части своего «Я». В ходе тренинга, человек, сбросив с себя психологическую маску, надевает драматическую, которая предназначена раскрывать чувства, а не скрывать их. При этом даже у самых застенчивых и скромных людей, появляется возможность изготовить себе маску и создать свой новый образ. Таким образом, маска придает смелость и помогает отойти от своей привычной роли. Во время тренинга мы лепим маску, рисуем маску, танцуем с маской. Мы выражаем себя через маску. Создаем с ее помощью ту часть нашей души, которая нам нужна, важна и работаем с ней.
Цель: формирование осознанного отношения к процессу самопознания собственного «Я» через маски познать самого себя и заглянуть в сокровенные уголки собственной души, освободится от боли и страданий, гнетущих переживаний.
Задачи:
осознание своих телесных и поведенческих паттернов,
развитие спонтанности и импровизационности;
развитие телесной пластичности и пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной);
расширение репертуара поведенческих паттернов;
возможность стать иным (развитие множественности личности).
Материалы: бумага (белая и цветная, картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, маски животных и растений, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.
Этапы работы:
I. Этап – разогрев:
Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Упражнение «Броуновское движение»
Цель: невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Время: 5-7 мин.
Процедура: Все члены группы располагаются в комнате, стоя на некотором расстоянии друг от друга. Стулья отодвигаются в сторону. Участникам предлагается закрыть глаза и представить себя атомами. По команде тренера атомы начинают хаотично двигаться по комнате с закрытыми глазами. Через некоторое время тренер дает команду остановиться и объединиться в молекулы по два, или по три, или по четыре атома. Все участники должны объединиться в молекулы, открыв глаза, с теми, кто оказался поблизости. Так делают несколько раз, меняя количество атомов в молекуле. Выполнение упражнения обычно не обсуждается.
Упражнение «Движение с присоединением»
Цель: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом и телом партнера; установление участниками связи чувств и движений.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Время: 7-10 мин.
Процедура: проводится в парах под музыку.
Инструкция: «Пусть кто-то один из вас (или оба вместе) начнет делать любые движения, прислушиваясь к музыке и к себе. Второй пусть попытается делать движения в гармонии (не синхронные, а гармоничные движения) с первым. Побудьте в гармонии с музыкой, с собой, друг с другом»[1].
Выполнение упражнения обычно не обсуждается.
II. Этап – Основная деятельность:
Упражнение «Маски животных и растений или Я – в другом образе»
Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, самопринятие, раскрепощение, самопознание собственного «Я» через маски.
Материалы: маски животных и растений, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Время: 10-15 мин.
Процедура:
1 этап: каждый выбирает себе роль животного.
2 этап: затем описывает в словах свое животное, например, «Что я за кошка?»
3 этап: участники по очереди изображают свое животное. Участники идут друг за другом по кругу.
Инструкция: «Представьте себя хищной птицей. маленьким цыпленком. кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится). слоном. снова птицей. рыбой. бабочкой. Представьте себя любым зверем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличье этого зверя. А теперь вы снова – люди. Темп движения – спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Упражнение закончено».
Вопросы для обсуждения:
1. Подумайте, какую привычную роль вы играете в жизни?
2. Обратите внимание на то, что окружающие воспринимают вас обычно по этой роли, и когда вы выходите из нее, многие вас не понимают?
3. Подумайте, есть ли сходство между поведением вашим и выбранного вами животного?
4. Что нового узнали сегодня о себе из этого упражнения?
5. Какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения?
Упражнение «Прогулка по лесу»
Цель: развитие воображения, и познания своих внутренних уголков души.
Материалы: бумага, краски, карандаши, кисточки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Время: 30-40 мин.
Процедура: 1. Представьте, что вы в лесу. Небольшим словесным рассказом оживить воображение участников: «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые». Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер, и все сразу оживает. Просыпаются деревья, сбрасывают из себя солнечную листву – письма Осени и Леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый листок, в конце концов, находишь письмо, адресованное только тебе. О чем думает Лес? О чем мечтает? Вглядываясь в оранжевые прожилки Кленового письма, можно обо всем узнать: Лес пишет тебе о Лете с солнцем, которое смеется, и соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. Пока же Лес живет в Осени и радуется каждому мгновенью, не обращая внимания, что плывут дни, месяцы. И Осень изменяется. Она все чаще грустит и плачет осенним дождем. А как чудесно сидеть в лесу под елкой и наблюдать за серебристыми каплями! Дождь наполняет лес неповторимой свежестью. Тебе совсем не грустно, наоборот – ты радуешься, когда вдруг видишь маленькие разноцветные грибы, которые незаметно появились под деревом. Твоя душа взлетает высоко к небесам. И это чувство полета ты прячешь глубоко в сердце, чтобы донести его к следующей Осени, а может, чтобы пронести через всю жизнь.
2. Участникам предлагается нарисовать запомнившейся лес.
3. Обсуждение и интерпретация рисунков.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы себя чувствуете?
2. Как бы вы назвали свой рисунок?
3. Что изображено расскажи?
4. Какие чувства вызывают рисунки других участников?
5. Постарайтесь найти в группе сходный с вашим образ или рисунок?
Упражнение «Создание маски»
Цель: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки. Материалы: бумага (белая и цветная, картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.
Время: 30-50 мин.
Процедура: Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентирую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность, масок слишком много (низкая адаптивность, ношу чужие маски (сценарные проблемы, путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность, не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т. п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арттерапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.
Вопросы для обсуждения:
1. Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
2. Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
3. Что маска им показывает?
4. Что ей хотелось бы показать?
5. Чего маска не хочет показывать?
6. Чего маска боится?
7. Какое самое заветное у маски желание?
Упражнение «Диалог масок»
Цель: оценка себя и оценка других, самопринятие, развитие умения видеть положительное в других. Материалы: изготовленные участниками маски или готовые по желанию участников, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Время: 7–10 мин.
Процедура: Звучит музыка, участники двигаются под музыку. По окончанию музыки все участники разделены на пары. Ведущий сообщает, что на Маскарадах есть интересные традиции. Одна из них – обмен масками. Участникам предлагается поменяться масками в создавшихся парах. Надев на себя маску партнера, участнику предлагается выслушать более подробный рассказ хозяина маски о ней (привычки, особенности, что для маски является ценным, чем она отличается от других, в чем ее уникальность). «Хозяин» маски и его новый «носитель» фиксируют свои чувства и мысли и выражают их ассоциативно при помощи разноцветных геометрических фигур на листе или просто запоминают. Затем те же действия совершаются с другой маской. Выполнение упражнения обычно не обсуждается, так как работа идет в парах по желанию участников обсуждается в группе[3].
Вопросы для обсуждения:
1. Что маска показывает?
2. Что ей хотелось бы показать?
3. Чего маска не хочет показывать?
4. Чего маска боится?
5. Какое самое заветное у маски желание?
III. Этап – Завершение.
Упражнение «Без маски»
Цель: – снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; – формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я».
Материалы: карточка с написанной фразой, не имеющей окончания.
Примерное содержание карточек: «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня.» «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это.» «Иногда люди не понимают меня, потому что я.» «Верю, что я.» «Мне бывает стыдно, когда я.» «Особенно меня раздражает, что я.» и т. п. "
Время: 10-15 мин.
Процедура: Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Итог все участники снимают маски[2].