Анна Надолинская
Тренинг личностного роста и жизнестойкости для подростков 14–16 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие положительной Я-концепции, жизнестойкости.
Задачи:
1. Стимулировать к самопознанию и саморазвитию, способствовать осознанию своих личностных качеств
2. Формировать более реальную оценку способностей, через возможность увидеть собственные ошибки и недостатки
3. Способствовать осознанию своих неосознаваемых страхов, избавлению от внутренних барьеров
4. Стимулировать к проявлению творческой активности
5. Способствовать развитию навыка принятия себя и других, такими, какие она есть.
6. Формировать жизнестойкость.
Публикация «Тренинг личностного роста и жизнестойкости для подростков 14–16 лет» размещена в разделах
Оборудование: слайды, проектор, экран, карточки для игр «Рынок личностных качеств», «Ключи к успеху», бланки для упражнения «11 ступеней успеха», бланки для написания «Гимна самому себе», ручки по количеству участников, набор разноцветных жетонов для каждого участника, ватман с изображением диаграммы жизненных ценностей, доска, клей, цветные карандаши или фломастеры, изображение контура футболки на листе А4 по количеству участников, социальный ролик «Саморазвитие и мотивация», м/ф Притча «Сколько людей- столько и мнений», буклет «Шпаргалка по саморазвитию» по количеству участников.
Планируемые результаты: интеграция знаний подростков о человеке и мире, способность принимать ими самостоятельное и успешное решение актуальных психологических задач возраста, ориентация активности на такие ценности и цели, которые с высокой долей вероятности обеспечат дальнейшее саморазвитие и самореализацию. Обнаружение участниками своих достоинств и ресурсов развития.
Формат тренинга : группа 10-12 человек, длительность тренинга 90 минут с перерывом на отдых
Форма работы: упражнения для разогрева и настроя на работу, тренинговые игры и упражнения направленные на самопознание, понимание и принятие себя; мозговой штурм для стимуляции дискуссии по теме или вопросу; использования информационно-коммуникативных технологий для повышения мотивации подростков, активизации познавательной деятельности, развития мышления и творческих способностей а так же формирования активной жизненной позиции в современном обществе; обратная связь от психолога. В группе каждый получает мощнейшую поддержку, что позволяет ему двигаться дальше и дает уверенность в своей успешности.
I ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (слайд 1- название тренинга и определение термина личность)
Психолог: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на тренинге личностного роста и жизнестойкости. Сегодня мы будем говорить о личности и насколько важно для нас всех личностное развитие.
1. Правила тренинга : (слайд 2)
1. Будь активным, действуй, говори!
2. Думай и говори только о том, что происходит «здесь и теперь».
3. Действуй и говори только от своего имени.
4. Предлагай, пробуй, экспериментируй, не критикуй.
5. Каждый достоин уважение, уважай других- будут уважать тебя.
6. Постарайся понять себя и других. Расскажи что понял и почувствовал.
2. Упражнение приветствие «Знаешь Я…»
Инструкция: сейчас ваша задача будет состоять в том, чтобы поприветствовать в течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного и того же участника несколько раз. в упражнении обязательно необходимо использовать приветственное слово (здравствуйте, привет, добрый день и т. д.) и использовать фразу «знаешь Я…» и выразить свое позитивное отношение к человеку (привет, знаешь я очень рад тебя видеть и т. д.).
Обсуждение: Как вы чувствовали себя во время упражнения?
Контакт с кем и группы вам запомнился?
Что по вашему мнению к этому привело?
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Беседа на тему «Что такое личность?»
Психолог: наверное каждый из вас когда– нибудь задумывался над вопросами: кто Я, какой Я, а есть ли во мне силы чтобы чего-нибудь достичь, а на сколько я значим как для себя так и для других, совпадают или не совпадают представления обо мне других людей с моими, какие у меня цели в жизни и чего я могу достичь и т. д….
И самый главный вопрос: «Что делает нас уникальными и неповторимыми?» (ответы участников)
Психолог: делает нас уникальными и неповторимыми личность каждого из нас.
-Как вы думаете, что обозначает слово ЛИЧНОСТЬ? (ответы участников)
(слайд 3- различные определения личности)
-Так как феномен личности предмет изучения не только психологии, но и других гуманитарных наук однозначного определения у термина нет.
Личность –это психологическое отличие одного индивида от другого.
Личность – это набор индивидуальных качеств человека (мышление, воля, характер, эмоции, темперамент, мотивация и т. д., определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях.
Личность- субъект социума с набором социальных ролей, определенными привычками и опытом.
Психолог: Как вы думаете, что отличает положительную личность от отрицательной? (беседа подводится к тому, что положительная личность всегда стремиться к самопознанию и саморазвитию).
2. Упражнение «Кто Я?» (самопознание)
Инструкция: тренер читает начало фразы и бросает мяч одному из участников упражнения, тот в свою очередь должен продолжить фразу и бросить мяч другому участнику, который тоже должен продолжить фразу своим ответом и т. д.
1. Я словно птичка, потому что…
2. Я превращаюсь в тигра, когда….
3. Я могу быть ветерком, потому что…
4. Я словно муравей, когда…
5. Я стакан воды….
6. Я чувствую, что я- кусочек таящего льда…
7. Я прекрасный цветок….
8. Я чувствую себя скалой…
9. Я сейчас лампочка….
10. Я словно макаронина…
11. Я интересная книжка…
3. Упражнение «11 ступеней успеха» (саморазвитие)
Инструкция: Участникам раздаются листы с изображением 11 ступеней успеха. Предлагается заполнить таблицу, честно отвечая на вопросы «Что делает их успешными учениками, здоровыми, культурными людьми, лидерами и т. д.» далее идет обсуждение (участники делятся своими результами, тренер дополняет ответы детей в соответствии с критериями
№ Наименование ступеней Критерии саморазвития
1 Успешный ученик Учусь с удовольствием, умею добывать знания;
Есть цель и я знаю как ее достичь, уверен в себе;
Умею писать рефераты, разрабатывать проекты;
Владею компьютером и интернетом;
Ценю время, организован;
Трудолюбив, прилежен, участвую в олимпиадах, конкурсах.
2 Я и моя семья Хороший сын (дочь, стараюсь не огорчать родителей;
Заботливый брат (сестра);
Внимательный внук (внучка);
Против насилия в семье;
Учусь понимать и уважать друг друга в семье;
Будущий семьянин, знаю родословную, ценю семейные традиции.
3 Здоровый человек Веду здоровый образ жизни, против наркотиков, курения и алкоголя;
берегу свое здоровье: слежу за зубами, осанкой, зрением;
Занимаюсь физкультурой и спортом;
За нравственную и духовную чистоту во взаимоотношениях;
Участник экологических акций;
Владею культурой питания
4 Друг Учусь строить отношения со сверстниками;
Умею дружить, никогда не подведу друга;
Умею хранить секреты;
Умею разрешать конфликты;
Готов помочь другу в трудной ситуации;
Внимателен к одноклассникам и друзьям, поздравляю их с днем рождения.
5 Волонтер Готов помогать людям по собственной воле;
Отзывчив к просьбам и нуждам других людей;
Могу научить других тому, что умею сам;
Внимательно отношусь к пожилым людям, участник акций помощи пожилым;
Развито чувство ответственности;
Хочу быть полезен обществу.
6 Житель моего города/ села и т. д. Люблю свою малую родину, земляков;
Берегу природу родного края;
Соблюдаю чистоту в своем районе;
Участник местных праздников и акций;
участвую в благоустройстве;
Знаю историю своего края, ухаживаю за памятниками.
7 Лидер Развиваю в себе лидерские качества и стремлюсь проявлять их в реальных жизненных ситуациях;
Могу вдохновить других и организовать полезное дело;
Познаю себя как личность, умею управлять саморазвитием;
Формирую характер;
Не боюсь выступать публично, овладеваю качествами ораторского искусства;
Умею вести диалог
8 Толерантная личность Умею общаться и сотрудничать в команде;
Умею управлять своими эмоциями;
Умею ладить с людьми, с пониманием относится к ним;
Умею слушать, сопереживать, ценить мнение других;
Обладаю чувством юмора и умею принимать критику в свой адрес;
знаю свои недостатки и достоинства.
9 Человек демократического общества Знаю свои права и уважаю права других;
Знаю свои обязанности и готов их выполнять;
Знаю правила поведения в опасных ситуациях;
Умею делать правильный выбор;
Имею свою точку зрения и не боюсь выражать свои мысли;
Готов активно пользоваться своим избирательным правом.
10 Культурный человек Дорожу духовными ценностями, посещаю музеи, выставки;
Со мной приятно общаться;
Регулярно читаю прессу, смотрю информационные и познавательные телепередачи;
Развиваю кругозор и интеллект;
Обладаю хорошими манерами поведения;
Обладаю культурой речи, чувством вкуса, слежу за внешним видом.
11 Гражданин России Человек с активной жизненной позицией;
Знаю историю моей Родины;
Мне небезразличны проблемы моей страны;
С уважением отношусь к национальным символам;
Принимаю многонациональность моей страны;
Знаю структуру политической власти страны
4. Динамическая пауза Упражнение «Звери»
Цель: эмоциональная разрядка, положительный заряд эмоций способствует раскрепощению детей.
Инструкция: все встают в круг. Тренер каждому на ухо говорит, какой он будет зверь (кошка, белый бычок и т. д.). Все «звери» берутся за руки (согнутые в локтях). Ведущий будет громко произносить название какого- то зверя. Задача названного зверя присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. (Но всего несколько зверей ведущий называет по- разному, остальных одинаково. Сначала называются одинаковые звери, потом все остальные).
Психолог: То, каким вы станете человеком, зависит от ваших личных качеств, знаете ли вы свои слабые и сильные стороны (отрицательные и положительные качества) и на сколько, вы стремитесь развить свои положительные качества.
5. Игра «Рынок личностных качеств»
Инструкция: у тренера заранее приготовлены 48 карточек с названиями различных личностных качеств человека. Каждый участник выбирает себе по 3-4 карточки с личностными качествами. По сигналу ведущего открывается «Рынок личностных качеств», на котором участники могут купить или обменять одни качества на те, которых им очень сильно не хватает, предложив в замен качества которые им достались. Если качества, которые уже имеет участник, его устраивают, он может одно оставить себе. Далее ведется обсуждение, какие качества кто из участников себе приобрел, какие хотел, но не смог приобрести, от каких хотел избавиться и почему.
6. Предлагается просмотреть притчу «Сколько людей- столько и мнений» (обсуждение и вывод, что успешная личность всегда имеет собственное мнение)
Психолог: в критериях одной из ступеней успеха мы встречали понятие семейные ценности, но помимо семейных существуют еще и общечеловеческие ценности- «Жизненные ценности», какие это ценности? (обсуждение, ответы детей). тренер обобщает результаты беседы, обращая внимание участников на слайд
(слайд № 3)
Образование
Друзья
Семья
Карьера
Путешествие
Здоровье
Деньги
Любовь
Искусство
Религия
7. Упражнение «Диаграмма ценностей»
Инструкция: участникам раздаются разноцветные жетоны (вырезанные из цветной бумаги круги или квадратики, цвет жетона соответствует цвету названия ценностей). На всех жетонах участники должны написать свое имя. далее им предлагается поместить жетоны на общей диаграмме (изображенной на ватмане) в соответствии со значимостью ценностей для каждого из участников (чем ближе к центру, тем жизненные ценности более значимы). Далее идет обсуждение для кого, какие жизненные ценности более значимы и почему.
Перерыв на 15 минут
Психолог: Надеюсь, вы понимаете, что состоявшаяся личность это успешная личность, и сейчас я хочу вам предложить потренироваться в понимании успеха, подобрать правильные ключи к успеху.
8. Упражнение «Ключи к успеху»
Инструкция: участникам раздаются карточки с окончаниями фраз. Ведущий читает начало фразы, а участники должны определить по смыслу и зачитать ее конец.
Хорошая учеба в школе залог твоего будущего
Никогда не прекращай учиться
Никогда н6е сравнивай себя с другими веди свой собственный счет
Не тешь и не обманывай себя надеждами на авось и на удачу
Не рассчитывай на других надейся на себя
Деньги с неба не сыпятся. Не посеешь не пожнешь
Добивайся! Верь в себя! не теряй надежды!
Верь в то, чего ты добиваешься
Терпение- последний ключ к успеху!
Вывод: быть успешным это важно и необходимо четко знать каким образом вы будете достигать своих успехов. У каждой цели есть свой способ достижения. Потому что если пробовать каждый из них – это путь к провалу.
Психолог: Интересно а чего же уже достиг каждый из вас? Чем каждый из вас уже может гордиться?
9. Упражнение «Гимн себе»
Инструкция: каждому из участников раздаются бланки с началом «Гимна», участники должны написать свои достижения в любой сфере: спорт, учеба, общение, хобби и т. д. После каждый из участников вслух и с гордостью читает свой «Гимн самому себе». Группа должна поддержать читающего аплодисментами.
Вывод: главное, это цель, мотивация, вера в себя и старание. Необходимо сделать акцент на том, что каждый талантлив по своему.
10. Предлагается просмотреть ролик «Саморазвитие и мотивация»
Психолог: Каждый человек имеет свой жизненный принцип, как девиз на щите рыцаря.
Упражнение «Девиз»
Инструкция: каждому из участникам предлагается, раскрасить футболку (вырезанную из бумаги) в цвет его характера и написать на ней тот девиз, с которым они бы с удовольствием купили и носили футболку, не стесняясь (чтобы она отображала их жизненное кредо, жизненный принцип).
III РЕФЛЕКСИЯ
Участникам предлагается ответить на вопросы:
Какое настроение? Как себя чувствуют? Понравился тренинг или нет?
Что нового для себя они узнали?
Над развитием, каких своих личностных качеств они планируют работать?
Психолог: можно плыть по течению, затерявшись в толпе, а можно стать не таким как все. У человека всегда есть выбор: борьба или бездействие, стремление вперед или смирение с обыденностью. Что выберите вы? (слайд № 4-высказывание великих людей о саморазвитии)
11. Упражнение для прощания «Упакуем чемодан для отъезда с тренинга»
Инструкция: группа в круге. Один участник передает своему соседу вымышленный «чемодан» для «отъезда группы с этого тренинга». При этом участник, передающий «чемодан», говорит соседу, принимающему «чемодан», слова благодарности, что тот был с ним на тренинге. Тем самым передающий «чемодан» символически «кладёт» в него эту благодарность, передает чемодан другому. И так по кругу до последнего участника. Последний участник выносит «чемодан» в центр круга, и все, глядя друг на друга, говорят громко «Спасибо».
Психолог в произвольной форме завершает процедуру благодарности за работу и прощания, раздает всем участникам буклеты «Шпаргалка по саморазвитию» (в буклет могут входить правила, советы, критерии положительной личности и т. д.)
Список используемой литературы:
Анн Л. Ф. психологический тренинг с подростками. -СПб. : Питер, 2004.-271с. : ил. - (Серия «Эффективный тренинг»).
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1969.
Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация внутреннего потенциала. СПб. : Речь, 2003.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности. – М. : Знание, 1994.
Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста. ФОРУМ-ИНФРА-М, Москва- 2007
Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей- СПб. : Речь, 2003.