Ольга Дубовских
Тренинг «Культура педагогического общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг
«Культура педагогического общения»
Задачи:
• Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование навыков общения.
• Способствовать повышению у педагогов уровня развития эмпатии, коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений.
• Создание в группе рабочей психологически комфортной атмосферы.
Оборудование: карточки с изображением геометрического узора, бумага для рисования, карандаши, «солнце с лучиками».
Публикация «Тренинг „Культура педагогического общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Разминка "Знакомство"
-Сегодня у нас вновь появилась возможность поближе узнать друг друга. Встаньте и выберите, пожалуйста, того человека, которого Вы меньше всего знаете… Сядьте рядом с ним в круге. Один из Вас начнет и проведет интервью. Постарайтесь выяснить, как живет Ваш собеседник, какой у него характер, какие увлечения, интересы. Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через две минуты Вы поменяетесь ролями.
А теперь все вернитесь и сядьте в один общий круг. Пусть каждый представит группе своего партнера. В конце каждого рассказа тот, о ком шла речь, подтверждает полноту рассказа; если какие-то моменты были пропущены, добавляет их.
Обсуждение. Понравились ли Вам вопросы Вашего партнера?
Что Вам было приятнее: спрашивать или отвечать?
Помогла ли Вам игра лучше узнать друг о друге?
Основная часть
Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями человека. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога. Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения.
Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым).
Основным навыком эффективного взаимодействия является наличие культуры слушания.
Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.
Слушание может быть активным, пассивным, эмпатическим.
Активное слушание – когда на первый план выступает отражение информации.
Продуктивные способы активного слушания:
Повторение – цитирование сказанного партнером в своих фразах («Итак, ты считаешь… (далее цитата)» или «Насколько я тебя поняла. (далее цитата)»
Перефразирование – состоит в возвращении собеседнику его же высказываний, выбирая наиболее существенные моменты («По вашему мнению…», «Другими словами). Цель – уточнение информации.
Резюмирование предполагает сокращенное воспроизведение слов партнера. Помогает при обсуждении претензий или несогласий («Если теперь подытожить сказанное…»)
Развитие идеи (интерпретация сказанного) позволяет уточнить смысл сказанного («Ты, вероятно, имеешь в виду, «Вы, наверное, говорите это, потому что?»)
Активное слушание не эффективно, когда Вы слушаете человека, пребывающего в состоянии сильного эмоционального напряжения. Приемы активного слушания работают тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам.
Пассивное слушание – бывает, приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, здесь приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях вашему партнеру надо только одно – успокоиться, овладеть собой, только после этого с ним можно будет общаться, только тогда он сможет услышать то, что вы говорите. Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом помогают так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу», кивание головой. Техника эта требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Затем можно включать активное слушание.
Эмпатийное слушание – способность понять чувства собеседника, разделить их. При эмпатийном слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Методика применима, когда человек сам хочет поделиться с Вами какими-то переживаниями. В таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру в мимике, жестах, эмоциях.
На пути взаимопонимания лежат барьеры общения, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга.
Под барьерами общения подразумевают те немногочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.
Существуют:
Коммуникативные - когда человек не понимает речи,собеседника по тем или иным причинам, например, если речь искажена или люди беседуют на разных языках.
Психологические - например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или первое впечатление оказало слишком сильное влияние.
Личностные барьеры педагогического общения бывают:
• Стереотипы мышления – устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках и ситуациях)
• Предвзятость– внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.
• Неправильное отношение друг к другу
• Отсутствие внимания и интереса к другому
• Пренебрежение фактами
• Барьер страха
• Барьер страдания
• Барьер плохого настроения
• Барьер презрения
• Барьер недостаточного понимания важности общения
• Барьер речи
Каждый образованный человек может назвать, как преодолеть барьеры общения: быть, прежде всего, хорошим слушателем, быть компетентным в обсуждаемом вопросе, дружелюбно настроенным, уметь вызвать положительные эмоции, производить приятное впечатление внешним видом и манерами, соблюдать правила этики.
В общении рекомендуется придерживаться следующих правил:
• проявлять искренний интерес и внимание к коллегам;
• быть приветливым, внимательным, создавать благоприятную атмосферу;
• как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника;
• уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание;
• никогда не унижать человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре;
• хвалить другого человека, подчеркивать его значимость и компетентность;
• обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме;
• прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках;
• задавать вопросы вместо того, чтобы давать приказания;
• хвалить человека за каждый его даже скромный успех и быть при этом искренним;
• делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите;
Педагогическое общение – это межличностное взаимодействие субъектов педагогического процесса, состоит в передаче общественного и профессионального опыта.
Сейчас я Вам предлагаю проиграть ситуацию того, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.
Упражнение «Испорченный телефон»
Описание. Несколько участников (5 человек) выходят за дверь и по приглашению ведущего входят по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой вы должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить ее содержание.
Текст: «Звонила Ирина Петровна. Она просила передать, что задерживается в Управлении образования, договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Она должна вернуться к 14.00 часам, к началу педсовета, но, если она не успеет, надо передать завучу, что она должна изменить расписание уроков старших классов на среду и четверг, вставив туда дополнительно два часа по химии».
Наблюдатели фиксируют ошибки и искажение смысла, появляющиеся у каждого из передающих.
Обсуждение. Когда вы слушали текст телефонограммы, какой вид слушания было уместнее всего использовать?
Анализ особенностей слушания и того, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.
Упражнение «Рисование по инструкции»
Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.
Описание. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением геометрических фигур. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.
Упражнение проводится с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.
Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим? Что было трудно? Что не получилось? Почему?
(Условия для каждого индивидуальны и каждый для себя эти условия создает).
Упражнение «Турист и компас»
Психологический смысл упражнения. Повышение уровня эмпатии между участниками, развитие навыков тактильной чувствительности.
Описание. Участникам нужно разбиться на пары, в каждой паре один будет играть роль компаса, а другой – туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Задача компаса очень аккуратно провести туриста мимо препятствий. Но разговаривать им запрещено.
Обсуждение. Какие чувства испытывали участники, находясь в роли «туриста» и «компаса»?
Сущность упражнения состоит не в том, чтобы двигать «туриста» в нужном направлении с применением физической силы, а в том, чтобы передавать ему необходимую для движения информацию с помощью легких касаний.
Рефлексия: «Солнце – доброе общение»
Цель: установление обратной связи, анализ информации, полученных в группе.
Наш тренинг сегодня не получился без умелого общения между нами.
Я Вам предлагаю написать на лучиках солнца, что предполагает доброе
общение, из чего состоит общение.