Любовь Николаевна
Тренинг «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.
Задачи:
• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
• Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Ход
Публикация «Тренинг „Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш тренинг посвящен такому понятию, как креативность. В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т. д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, можно рассматривать как способ решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
Креативные люди – смелые люди. Они не боятся пробовать новое. Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика. У креативных людей отличное чувство юмора. Креативные люди - это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими, легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы. Им интересен сам процесс, а не только результат.
И так, сегодня в раках тренинга мы предлагаем поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.
Для проведения тренинга нам нужно разделиться на две команды. Сделаем мы это с помощью чудесного мешочка и разноцветных фишек.
Упражнение «Арка»
Цель: Отработка навыков генерации идей в командной работе, сплочение участников.
Содержание:
Команды, получают бумагу формата А 4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников. Арка должна состоят из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Можно только как продолжение арки использовать одного из участников команды, но он тоже должен пройти через нее. Команды должны сделать арку и пройти через нее кто быстрее.
Это упражнение позволяет продемонстрировать условность понятий «возможное — невозможное» и показать, что не стоит сразу отказываться от задачи.
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. придумывают и демонстрируют соответствующее решение.
Вопросы для обсуждения:
Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.
Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое?
Упражнение Оригинальный нейминг
(новое название какому-либо предмету)
Каждой команде дается одинаковый набор предметов.
Инструкция: «Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое оригинальное название»
Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т. д. ;
Креативные люди любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек. Они всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое. Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно развивать.
Упражнение «Я возьму с собой» (упражнение в кругу)
Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.
Инструкция: "Бросая мяч кому-нибудь из нас, назовите, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом нет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют.
! Условие: Нужно постараться не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались".
Креативность - это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интеллектуальная лабильность.
Несколько необычных советов о том как развить свои творческие способности:
• Многие считающие себя творческими личностями люди подолгу не пытаются ничего создавать, заявляя, что ждут искры вдохновения. Важно помнить, что искра зачастую вспыхивает уже в процессе работы. Спортсмены же не ждут вдохновения, чтобы начать тренироваться после перерыва. Они просто идут и начинают тренировку. Важно иметь терпение и не беспокоиться, хороший ли выйдет результат.
• Физическая активность помогает спрятанным (в бессознательном) идеям, всплыть наружу. Ученые еще лишь исследуют, какой вид упражнений лучше всего способствует креативности, но известно, что Эйнштейн придумал теорию относительности во время поездки на велосипеде.
• Смех стимулирует активность префронтальной коры и передней поясной коры головного мозга – эти зоны связаны с креативностью. Он также поднимает настроение, что способствует творческой деятельности. Не обязательно искать что-то уморительно смешное, сам физический акт смеха приносит пользу.
За активную поддержку скажем друг другу Спасибо