Ольга Юркевич
Тренинг как одна из форм работы с детьми по предотвращению конфликтов
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта. Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения.
Публикация «Тренинг как одна из форм работы с детьми по предотвращению конфликтов» размещена в разделах
Каковы же причины детских конфликтов? Психологи выделяют следую-щие причины:
1. Разрушение игры. Сюда входят такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.
2. По поводу выбора общей темы игры. В этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.
3. По поводу состава участников игры. Здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исклю-чить.
4. Из-за ролей. Данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.
5. Из-за игрушек. Сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.
6. По поводу сюжета игры. В этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.
7. По поводу правильности игровых действий. Это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
Разумеется, что взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей, но обучить ребенка определенным правилам и приемам саморегулирования своего поведения, умению выслушать, выразить свое желание и желание другого, договориться - он обязан. Взрослый способствует нахождению «общего языка», который является результатом достижения понимания между детьми. Становится посредником в разрешении детских конфликтов. При этом педагог несет профессиональную ответственность за правильное решение ситуации конфликта.
Одной из эффективных форм в работе по разрешению конфликтных си-туаций и развитию коммуникативных способностей детей в целом детского сада №30 «Подснежник» является коммуникативный тренинг, который строится на активных методах групповой работы. Каждый ребенок при этой форме работы имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать новые коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.
Инициативной группой педагогов совместно с психологами ДОУ в рам-ках проекта «Ты и я, мы с тобой-друзья!» разработаны психолого-педагогические тренинги для детей среднего и старшего возраста.
Такие тренинги, как «Вместе весело шагать», «Мое настроение», «Дружные ребята», «Учимся быть успешными», «Вместе мы - сила» и др., представ-ляют собой комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие эмпатии, настостойчивости, отработку навыков понимания других людей, принятия решения, разрешение проблемных ситуаций.
При проведении тренинга педагоги ДОУ используют такие методы, как игровые (деловые, ролевые игры, кейсы (проблемные ситуации, групповые дискуссии (обсуждение и анализ проблемных ситуаций, видеоанализ и др. Все тренинги проводятся в уютных и просторных помещениях детского сада: музыкальный, физкультурный зал, кабинет психолога и сопровождают музыкальным сопровождением.
В результате данной работы, дети нашего ДОУ:
1. Обучаются методам нахождения решения в конфликтных ситуациях.
2. Корректируют свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности.
3. Развиваются умения командного взаимодействия.
4. Формируются навыки принятия и понимания других людей. Эмпатия.
5. Происходит сплочение детского коллектива.
Таким образом, помогая детям преодолевать трудности в общении, обу-чая способам разрешения конфликтных ситуаций, способам регуляции своего поведения мы всякий раз сотворяем своего рода чудо, а это результат совместных усилий педагога и детей.