Светлана Южакова
Тренинг для родителей «Профилактика и предотвращения жестокого обращения с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: предупреждение насилия в замещающей семье, профилактика и предотвращение жестокого обращения с приемными детьми; осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру, создание доброжелательной и откровенной атмосферы в группе.
Ход тренинга :
Ход тренинга:
Приветствие
1. Упражнение «Подари настроение»
2. Упражнение «Правила работы»
3. Упражнение «Ожидания»
Публикация «Тренинг для родителей „Профилактика и предотвращения жестокого обращения с детьми“» размещена в разделах
4. Упражнение «Насилие и жестокость – это…»
5. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми
6. Метафорическая карта «Жестокие поступки»
Разминка
7. Упражнение «Моя семья»
8. Упражнение «Ограничения и разрешения»
9. Ролевая игра «Обрати внимание»
10. Итоги
Ход тренинга психолога для родителей
Приветствие
Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу встречу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год - сей рожь, на десятилетия - сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).
Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга, направленном на профилактику конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Как и что надо сделать, чтобы ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это «профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми».
1. Упражнение «Подари улыбку»
Цель: активизировать участников, создать условия для эффективного сотрудничества.
Психолог: я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут. дарю свою улыбку в виде … (например, хорошего настроения, о жестоком обращении с детьми я впервые услышала., в своей жизни я встречалась (не встречалась) с такими людьми, которые жестоко обращаются с детьми».
2. Упражнение «Правила работы»
Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи. Наиболее полезными в работе групп имеются такие правила:
1. Активность.
2. Право промолчать.
3. Быть откровенным.
4. Право поднятой руки.
5. Правило «здесь» и «сейчас».
6. Работать «от» и «до».
Согласны ли вы с данными правилами? …
3. Упражнение «Ожидания»
Цель: сформулировать задачи тренинга, настроить участников на работу во время тренинга.
Каждый из вас, услышав тему тренинга, пообщавшись с другими родителями, возможно, имеет определенные вопросы, которые хотел бы решить во время работы. Каждый из вас что-то ожидает от этой встречи. Что же именно? Вы получите стикеры, на которых сможете записать свои ожидания от этого тренинга, пожелания. Потом зачитываете и прикрепляете их на доску ожиданий.
4. Упражнение «Насилие и жестокость – это…»
Цель: выяснить уровень осведомленности.
Тема нашего тренинга сложная, поскольку касается проявления родителей жестокости и насилия. К сожалению, это явление живет среди нас, взрослых, а также среди наших детей.
Поэтому предлагаю всем продолжить предложение : «Насилие и жестокость для меня - это.»
- Почему сегодня мы поднимаем эту тему?
- Какие формы насилия над человеком существуют в нашей стране?
- Кто провоцирует насилие?
- Чем подкрепляется насилие?
Итак, насилие-любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного человека по отношению к другому человеку, если эти действия нарушают конституционные права и свободы как человека, так и гражданина, а также наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.
5. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми
Насилие в семье - серьезная и распространенная проблема в мире. Оно влияет на жизнь детей и подростков: треть детей в России ежегодно наблюдают акты насилия в семьи. Дети матерей, которые подверглись издевательствам, в шесть раз чаще пытаются покончить жизнь самоубийством, а 50% таких детей имеют склонности к употреблению наркотиков и алкоголя. Одна треть подростков подвергается насилию в интимных отношениях. Наиболее типичными последствиями такой ситуации становятся такие жалобы родителей или учителей на поведение детей: драки, конфликты с окружением, низкая школьная успеваемость, замкнутость и тому подобное. К эмоциональным проблемам таких детей можно отнести: повышенную агрессивность, сниженное настроение, депрессию, тревожность, страхи, неустойчивость эмоциональной системы.
Часто родители жалуются на психоневрологические расстройства у детей -бессонница, энурезы, а также соматические – сердечно-сосудистые расстройства, нарушения пищеварения, астма и тому подобное.
В тоталитарных семьях, где приняты директивные, жесткие формы воспитания или ребенка чрезмерно опекают, не учитываются потребности и психоэмоциональные особенности ребенка, родители не осознают жестокого поведения с детьми.
Они считают, что жесткие условия воспитания полезны, и не понимают, что это негативно влияет как на психику ребенка, так и на состояние его соматического здоровья.
Сами дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, обращаются за психологической помощью крайне редко. Прежде всего, это случаи сексуального насилия в отношении подростков, избиение родителями. Это именно те подростки, с которыми ежедневно сталкивается участковый - или как с правонарушителями, или как потребителями наркотиков, или как просто с несчастными бездомными детьми.
Что же такое жестокое обращение с детьми? Как отличить последовательные действия родителей при воспитании у ребенка дисциплинированности и ответственности от их насильственных действий?
Виды и формы жестокого обращения с детьми.
Специалисты выделяют 4 типа жестокого обращения в отношении детей :
1. Физическое насилие;
2. Пренебрежение;
3. Сексуальное насилие;
4. Психологически жестокое обращение.
6. Метафоричекая карта «Жестокие поступки»
(с помощью карточек, которые получили участники, они объединяются в группы)
Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.
I группа –рисует причины жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.
II группа –рисует последствия жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.
III группа – рисует условия эффективного общения, приводит примеры
IV группа – рисует проект идеальной модели взаимоотношений «родители-дети»
Разминка
Психолог: поменяйтесь местами, те у кого … (например, светлый волос и т. д.)
7. Упражнение «Моя семья»
Цель: осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов.
Родителям раздают по 10 кружочков.
Инструкция: «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи.
Положите кружочек с вашим именем (статусом) посередине, потом расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними.
Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу - то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.
Как бы вы хотели изменить свои отношения?
Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»
8. Упражнение «Ограничения и разрешения»
Цель: проанализировать ограничения и разрешения в семье.
Инструкция: «Заполните таблицу «Запреты – поощрения», записав:
1) Что вам запрещали ваши родители и чем они вас поощряли;
2) Что вы запрещаете своим детям и чем поощряете.
Подчеркните пункты, которые совпадают. Какие вы сделали выводы?»
9. Ролевая игра «Обрати внимание»
Цель: обратить внимание на внутренний мир ребенка, проанализировать, как влияют «недоразумение» родителей на эмоциональное состояние детей.
Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка.
Они получают задание проиграть ситуацию:
«Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».
Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли.
Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».
Своими впечатлениями делятся наблюдатели.
10. Итоги
Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от проведенного тренинга. Рефлексия.
Психолог обращается к участникам с предложением составить ему телеграмму из слов, которая содержала бы ответы на такие вопросы:
-Что вы думаете о проведенном тренинге?
-Что было для вас важным?
-Что вам понравилось?
-Оправдались ли ваши ожидания?