dkuklina
Тренинг для взрослых по защите психологических границ от манипуляций
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность тренинга : 1 час 30 мин.
Материал: бейджики для участников, булавки, фломастеры, бумага белая, доска для записи, маркер, карточки к упражнениям, раздаточный материал.
Цель: выработать защиту психологических границ от манипуляций в коммуникативном процессе.
Задачи:
1. Познакомить педагогов со структурой манипуляций,
2. Научить педагогов эффективному противостоянию манипуляциям,
3. Содействовать повышению уверенности в себе.
Публикация «Тренинг для взрослых по защите психологических границ от манипуляций» размещена в разделах
План проведения:
1. Вступление.
Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы группы участников.
3. Практическая часть.
1. Игра-активатор «Друг к дружке».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояний.
Проведение: «Сейчас вы будете играть в интересную игру, во время которой нужно делать все очень-очень быстро. 1 – выберете партнера и пожмите ему руку, а теперь я буду говорить вам какими частями тела нужно будет очень быстро поздороваться друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке». Вы должны будете поменять партнера. 1 – правая рука к правой руке, 2 – левая рука, 3 – спина, 4 – друг к дружке, 5 – ладошка к ладошке, 6 – пятка к пятке, 7 – друг к дружке, 8 – носок, 9 – большой палец, 10 – друг к дружке, 11 – колено, 12 – мизинец, 13 – друг к дружке, 14 – кулак, 15 - спина».
Рефлексия: насколько трудно было выполнять упражнение? Легко ли было? И т. д.
Игра про границы. Вспоминаем прошлый тренинг. Теория про границы, коротко.
2. Игра «Толкачи».
Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии примерно метра друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Участники выставляют руки ладонями вперед и начинают толкаться «ладонь в ладонь», стараясь вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу и/или сдвинуться с места. Каждую минуту состав пар по команде ведущего меняется. Общая длительность игры 3-4 минуты.
Игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции : в ней идет преимущественно не силовая борьба и даже не состязание в ловкости, а влияние на партнера с помощью хитрости. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их.
После короткого обмена впечатлениями от игры и обсуждения способов, которые привели к победе, ведущий переходит к разговору о психологических границах.
Притча об осле.
Однажды солнечным утром один пожилой человек со своим сыном отправились в путь. Мальчик ехал верхом на осле, а отец шел рядом. На дороге они встретили соседа, который пристыдил мальчика. «Тебе следует стыдиться себя», сказал тот. Ты едешь с комфортом, в то время как твой бедный старый отец вынужден идти пешком. У тебя нет уважения. Мальчик и его отец скромно обменялись взглядами и поменялись местами» Теперь мужчина ехал на осле, а его сын шел рядом.
Вскоре на дороге появился еще один путник. «Ты - эгоист, старик», — сказал он. Тебе легко ехать, а твой бедный сын изнуряет себя, пытаясь поспевать за тобой». Боясь оскорбить путника отказом, старик помог мальчику забраться на осла. И семья продолжила путешествие вдвоем на осле.
Вскоре они встретили женщину, шедшую им навстречу. С ее точки зрения тоже существовала несправедливость. «Никогда не видела такой жестокости. Двое ленивых деревенщин слишком тяжелы для бедного осла. Вам бы следовало позаботиться о животном». Боясь потерять расположение женщины, мужчина предложил сыну связать передние и задние ноги осла вместе. Затем, он отрубил от ближайшего дерева длинную, крепкую ветку. Они уложили животное и аккуратно просунули жердь между копытами животного, отец положил себе на плечи один конец, мальчик — другой, и осел повис на шесте между ними.
Отец и сын двигались дальше и несли животное. Когда они пересекали мост, осел, висящий на шесте, увидел свое отражение в воде. Зверь был так напуган, что яростно забился, заставив отца и сына выронить шест. В результате осел упал на узкий мост и свалился в воду. Будучи связанным, он не смог плыть и выбраться на сушу. Отец и сын беспомощно наблюдали с моста, как их осел исчезал из виду, уходя глубоко под воду.
Мораль: после молчаливого размышления, отец повернулся к сыну и сказал: «Сын, мы сегодня получили ценный урок. Мы поняли, что пытаясь удовлетворить всех, ты в конце концов потеряешь своего осла».
Иногда очень важно уметь сказать НЕТ. Почему? Страшно. Рядом с этой боязнью часто идет страх получить отказ, а фасадом обоих страхов является желание быть Хорошим для всех. Человек в таком состоянии непроизвольно тратит огромное количество времени и энергии, удовлетворяя чужие запросы и откладывая свои желания. Его начинает преследовать мысль: «Я никогда не достигну того, чего хочу», и чувство неполноценности. К сожалению, этот «хороший человек» редко знает, почему он никогда не добьется того, к чему действительно стремится.
Подвод к манипуляторам. Кто в притче манипулятор? (женщина)
3. Теоретическая часть.
Манипуляция – это психологическое воздействие на человека или группу людей, с целью достижения односторонних преимуществ, используя ложь. Где ложь может выступать и как скрытое намерение. Манипуляция в отличие от простого обмана включает в себя элементы правды (соответствия, что делает ее трудно уловимой для распознавания и противостояния ей. Манипулятивная среда возникает тогда, когда нет четких обязанностей.
Причины манипулятивного поведения :
- нехватка ресурсов для удовлетворения собственных потребностей;
- отсутствие иных способов взаимодействия, выстраивания отношений;
- индивидуальные особенности: гипертрофированные чувства страха. Вины и стыда, низкая самооценка, разного рода комплексы и ложные (ограничивающие0 убеждения, вынуждающие скрывать истинные чувства и намерения от других, в том числе и от самого себя (внутренний манипулятор).
У каждого манипулятора есть «свой клиент», у каждой жертвы манипуляции есть «свои манипуляторы».
Манипуляция – это скрытое противоборство. Необходимо помнить, что за манипуляцией, как скрытой формой воздействия может находиться реальная сила или угроза. Открытое противоборство!
Участники манипуляции :
- манипулятор,
- адресат манипуляции,
- жертва манипуляции.
Этапы манипуляции :
Манипулятор :
1. Направляет.
3. Выжидает,
5. Побуждает,
7. Получает.
Адресат манипуляции :
2. Принимает,
4. Когнитивный диссонанс (сигнал о противоречии,
6. Конфузионный транс (замешательство, уход от реальности,
8. Отдает.
Мишени манипуляции :
- Универсальная мишень – это плохая переносимость когнитивного диссонанса (противоречия) человеком.
- Дополнительные мишени: различные страхи, неуверенность в себе, низкая самооценка, гипертрофированные чувства вины и стыда, ложные убеждения, всевозможные комплексы.
Вторичная выгода манипулятора – это тайное властвование над кем-то или чем-то. Отношение манипулятора к жертве манипуляции как к объекту удовлетворения своих потребностей в материальном и моральном их выражении.
Вторичная выгода жертвы манипуляции – это сохранение отношений любой ценой «я знаю, что мной манипулируют, но мы вместе и это главное, хотя мне и больно при этом».
Условия для противостояния манипуляции :
- Слышать сигнал о противоречии,
- Тренировать навык переносимости сигнала о противоречии.
- Разрыв коммуникации до появления полной ясности сознания,
- Процесс анализа или расклейка на правду и ложь,
- Применения техник противостояния манипуляции.
- Разбор и проработка всех неудачных случаев противостояния манипуляции.
Типы манипуляторов :
- диктатор,
- жертва,
- задира,
- славный парень,
- судья,
- липучка,
- калькулятор.
4. Игра «Скажи «Нет».
Цель: потренировать навык говорить «Нет» разными способами и не следовать призыву манипулятора к немедленному действию или коммуникации.
Задача манипулятора побудить адресата к чему-либо, сделать, сказать, подумать, отдать и т. д. Легенду манипулятор придумывает сам необходимо попробовать себя в разных ситуациях.
Примерные фразы:
- можете дать это немедленно,
- предлагаю вам сделать это сразу же после,
- хочу вас попросить прийти в офис завтра на час раньше,
- давайте договоримся, что больше не будем возвращаться к этому вопросу, никогда,
- вы можете мне пообещать это раз и навсегда,
- вам следует это сделать немедленно,
- вам нужно сказать сейчас, да или нет,
- вы должны попросить его об этом срочно,
- я могу вам доверять?. и т. д.
Задача адресата манипуляции не следовать призывам, отвечая «Нет» в соответствии с биллем о правах.
Примерные варианты ответов:
- нет, спасибо, в следующий раз,
- нет, мне это не интересно, спасибо,
- спасибо, я подумаю над вашим предложением,
- возможно в следующий раз, но не сейчас,
- я никогда не даю никому никаких обещаний, это мой жизненный принцип (правило,
- какая неожиданная мысль, мне нужно время подумать,
- возможно, я подумаю,
- я подумаю, как я могу это учесть в моей работе (деле,
- нужно будет подумать, какое это отношение имеет ко мне.
5. Упражнение «Прерыв коммуникации».
Цель: потренировать навык выхода из коммуникации.
Один играет роль манипулятора, другой – адресат.
Задача манипулятора : уговорить адресата в чем-либо, склонить к своему мнению, получить желаемый для себя результат и т. д.
Историю придумываем сами: на улице, в транспорте, на работе, дома, в магазине и т. д.
Разговор может быть: по телефону, по скайпу, очно и т. д.
Задача адресата манипуляции выйти из коммуникации, прервав ее любым способом, уместным в данной ситуации. Пробуем себя в разных ситуациях. Меняемся в паре после каждой проигранной ситуации. Затем групповой разбор парных работ, что получилось, что имело затруднение.
6. Упражнение расклейка на правду и ложь.
Для того, чтобы эффективно противостоять манипуляции, надо хорошо уметь «расклеивать» адресованную манипуляцию на правду и ложь. Правда то, что…., а неправда то, что….
1. В отличие от тебя твоя подруга всегда хорошо заботится о своем муже (детях).
2. Твой муж стал довольно часто задерживаться на работе, тебя это не настораживает?
3. Что-то, подруга, ты стала хуже работать, теряешь позиции.
4. Я смотрю, ты стала чаще шептаться с начальством, метишь в гору?
5. Это всем давно известный факт, только в тундре о нем не слышали, глупо отрицать.
6. ТО, что ты говоришь, всего лишь твое субъективное мнение, которое не имеет ничего общего с общепринятым.
7. Твоя манера так одеваться никогда не перестает меня шокировать.
8. Твоя бесконечная учеба не доведет до добра наши рабочие отношения.
9. Не стоит с ним встречаться, все офисные работники заурядные личности.
10. Ты не рассказываешь мне, о вашем разговоре с заведующей, обедать со мной тоже не будешь?
11. Тебе не удастся увильнуть от открытого занятия, ты у заведующей на мушке.
12. Не стоит обо мне беспокоится, я как – нибудь сама доползу и дотащу все.
13. Я так понимаю, мне здесь уже не рады.
14. Меня всегда поражало твое неумение делать соответствующие выводы.
Далее переход к техникам.
7. Противостояние манипуляциям. Техники.
Техники противостояния манипуляциям (и агрессии) :
1. Игнорируем подтекст или контекст и реагируем только на прямой текст. В приведенном выше примере на выпад: «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Да не за что», как бы принимая за чистую монету слова манипулятора.
2. Обращаем внимание на то, имеет ли право человек делать то, что делает внутри контекста. Например, «Вы перестали ссориться со своей женой?»,— «Вы в самом деле думаете, что можете меня спрашивать об этом?».
3. Техника наведения тумана. Для использования этой техники нужно избегать импульсивной привычки отвечать на каждый вопрос. Техника предполагает ответ, начинающийся с согласия: в любом манипулятивном сообщении есть часть правды, нужно ее выбрать и искренне с ней согласиться. Уместно использовать с равными (если не зависим от этого человека, в ответ на личностный наезд и в случае, если все, что нам надо — чтобы от нас отстали. Частный случай техники — ответ по существу.
Например, (с сарказмом) : «Вот они, плоды моего либерального воспитания!»,— «Да, что посеешь, то и пожнешь».
Или: «У тебя голова на плечах есть?»,— «Есть».
Или: «Вечно ты опаздываешь!»,— «Правда, сегодня я опоздал».
4. Техника приписывания положительных намерений или выражение благодарности за положительные намерения. Суть проста: придумываем за что в данной ситуации можно поблагодарить нашего собеседника и активно это делаем.
Например: «Ты совсем совесть потеряла!»,— «Как приятно, что ты заботишься о моем моральном облике».
«Почему ты так поздно возвращаешься?»,— «Я рад, что ты меня с нетерпением ждешь».
5. Уход из контакта. В некоторых случаях коммуникацию лучше просто прервать уходом.
6. Конструктивная конфронтация. Вслух озвучивается расклейка манипуляции. В самом первом приводимом примере, на ироничные слова «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Я правда отказываю тебе сейчас, но это не значит, что я вообще не готова тебе помогать».
7. Конкретизирующие вопросы. Эта техника либо остановит напор манипулятора, либо поможет перевести разговор в конструктивное русло. Примеры вопросов: «Кто именно это говорит?», «Когда конкретно это произошло?». К каждому «неправда, что» можно задать конкретизирующий вопрос.
Например, «А вы всегда теперь будете уходить с работы раньше времени?».
Правда, что сегодня я ухожу раньше окончания рабочего дня, неправда, что этот человек видел, что я и до этого случая уходила с работы раньше времени.
Конструктивный вопрос: «А что, кроме сегодняшнего дня, вы еще когда-то видели, что я раньше ухожу?».
8. Вопрос о целях манипулятора. «Чего вы добиваетесь этим разговором? Почему вы заговорили об этом?». Показывает, что мы понимаем скрытые мотивы манипулятора.
Что главное в противостоянии манипуляции? Не играть в предлагаемую игру. Манипулятивную, агрессивную и т. д. Цель противостояния манипуляции — конструктивная защита личных границ, а не наезд на другого человека. Один и тот же ответ, высказанный доброжелательным или враждебным тоном, будет либо конструтивным противостоянием манипуляции, либо агрессивным выпадом. Отвечая агрессией на агрессию мы продолжаем играть в навязываемую нам игру «агрессор-жертва», конструктивно реагируя — мы не позволим втянуть себя в выматывающую перепалку.
9. Техника «Деловой переписки» ( требования: краткость, информационная емкость, четкость изложения, благожелательный тон).
10. Техника «Внезапной перестройки» (сделать что-то неожиданное, сменить тему).
Разбор ситуаций из жизни самих воспитателей, следуя техникам.
8. Упражнение «Перефразирование».
Цель: расширение у человека видения его проблемы и нахождение её позитивных сторон.
Фразы:
Я ненастойчива (Я легка, гибка, не зацикливаюсь на своем, я оставляю людям право на самоопределение);
Мне никто не помогает (Я научусь самостоятельно справляться с проблемами. приобрету опыт);
Мне нечего дать (Значит я могу что-то изучить, придумать, произвести);
Я слишком эмоционально реагирую (Значит я жива);
Я боюсь отказа (Значит я нацелена на получение заказа);
Я ленюсь (Значит я бережно отношусь к расходованию своей энергии, я люблю и берегу себя).
Я неуверенная (Я хочу быть уверенной);
Боюсь выглядеть неуспешной (Я стремлюсь к успеху);
Я слишком скромная (Зато я даю проявиться другим. Значит, я приятных собеседник. Этим я даю другим людям возможность для самоопределения);
Я очень медлительная (Значит, я обстоятельный человек);
Бесконечные стрессы - это ужасно! (Стресс - это двигатель прогресса);
Начальники требуют от меня слишком многого (Руководители верят в мои силы и возможности);
Работа отнимает у меня много сил (Все дается нам по силам. Многие люди не имеют ни работы, ни столько силы, сколько есть у меня);
Меня раздражают "тупые" родители, коллеги (Мое раздражение - это проявление моей энергии и я могу научиться ей управлять);
Стыдно учиться, когда тебе много лет. С молодости ума не набрался. (Я всегда открыт для новых знаний, изменений. Я постоянно развиваюсь).
Женщина без мужа дефектна (Женщина - высшее существо, поэтому я сама выбираю свой образ жизни);
Ты должна жить для других (Я - божественное создание, я достойна признания, любви и уважения самим фактом своего существования).
Пробуем на личных примерах.
9. Итоги. Раздаточный материал.