Лика
Картотека психологических индивидуальных и групповых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека психологических игр.
Комплекс индивидуальных и групповых игр
Игры с блоками Э. Дьенеша.
Цель: познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов; развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем); объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения; развивать пространственные представления; развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Психология. Работа психолога
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Игры с палочками Х. Кюизенера.
1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.
2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.
3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.
4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.
5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.
6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.
7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.
8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.
9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.
10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.
11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.
12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.
13. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.
14. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.
15. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.
16. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.
17. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.
18. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.
19. «Измерь длину стола». Цель: умение измерять с помощью условной мерки-палочки.
Комплекс игр на когнитивное развитие. Александрова О. В.
Цель: развитие всех видов мыслительных процессов: памяти, логики, мышления, речи, внимания, воображения. Серия игр: «Счет», «Цифры», «Кругозор», «Внимание», «Мышление», «Логика», «Память», «Моторика», «Буквы».
350 упражнений для развития памяти и мышления. В. Г. Дмитриева
Цель: развитие памяти и мышления, тренировка познавательных способностей, развитие наглядно-образного мышления, развитие образной памяти.
350 упражнений для развития логики и внимания. О. В. Узорова
Цель: учить мыслить нестандартно, развивать логику и внимание, концентрацию внимания, математические способности, графические навыки, мелкую моторику.
Игровые упражнения на развитие произвольного внимания. Е. В. Колесникова (комплект, все возраста)
Цель: развитие произвольного внимания и его свойств: концентрации, переключаемости, распределения, устойчивости. Также на закрепление знаний о предмете, явлениях окружающего мира, умение выполнять задания по совестной инструкции и образцу. Графические навыки.
Развивающая программа. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. Н. П. Локалова, Д. П. Локалова
Цель развивающей программы - совершенствование познавательной деятельности будущих школьников, формирование необходимых психологических процессов и качеств: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, анализ и копирование образца, выполнение инструкций, пространственные представления, психомоторика и личностные качества.
Интеллектуальные игры Б. П. Никитина «Сложи узор».
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, воображения; развитие общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия, механизмов анализа и синтеза; снятие психического напряжения.
Дидактическая игра «Танграм».
Цель: упражнять детей в умении анализировать образец, создавать плоскостные изображения, правильно располагая геометрические фигуры; формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно; составлять фигуры по собственному замыслу; развивать логическое мышление, зрительное внимание; закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой.
Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. А. С. Роньжина
Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. И. Л. Арцишевская
Цель: игры, направленные на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.
28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет. Г. Г. Колос
Цель: коррекция эмоционально-личностных нарушений: робость, неуверенность, замкнутость, тревожность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия направлены на повышение у детей самооценки, развитие чувства уверенности в своих силах, снижение уровня тревожности, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Занятия по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии для детей. М. А. Федосеева
Цель: комплексные занятия способствуют формированию речи, произвольного внимания, памяти. Способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессивности, совершенствованию коммуникативных, игровых навыков, развитию познавательных процессов.
Психогимнастика М. И. Чистякова
Цель: Развитие и комплексная коррекция различных сторон психики детей дошкольного возраста. Специальные игровые занятия, направленные на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений.
Сухой бассейн. Методика проведения игр – занятий и упражнений. Л. Б. Баряевой
Цель: физическое и познавательное развитие детей. Коррекция сенсомоторного развития детей, создание комфортной ситуации взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Игры в «сенсорных коробках».
Цель: Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений. Расширение словарного запаса, счет, группировка, сортировка, измерение. Изучению цвета, формы, текстуры. Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
Тропинка к своему Я. О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина.
Цель: развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; развитие эмоциональной сферы; введение ребенка в мир человеческих эмоций; развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
Лабиринты души. Терапевтические сказки. О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев
Цель: терапевтические сказки, предназначенные для психологической помощи детям, ориентированные на конкретные проблемы, - это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке; истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать любые удары судьбы; с их помощью взрослый может лучше понять ребенка, стать ему ближе.
Игровое оборудование «Пертра».
Цель: формирование сенсорных навыков и эталонов (развитие восприятия цвета,
формы и величины, коррекция развитие зрительной и слуховой памяти, формирование произвольности психических процессов, коррекция развитие мыслительных операций: анализ, синтез, группировка, классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия, анализ, синтез; коррекция развитие умения делать выводы и умозаключения, коррекция развитие творческого потенциала ребенка, коррекция развитие коммуникативных навыков и партнерского общения, формирование познавательной мотивации.
Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
1 Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
«Здравствуй песок».
Цель: способствовать созданию доверительной обстановки, снижению эмоционального и мышечного напряжения, развивать умение наблюдать за своими ощущениями. Упражнять детей в умении отражать в речи свои чувства и эмоции, стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать мелкую моторику пальцев рук.
2 Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
«Необыкновенные следы».
Цель: способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, развивать умение наблюдать за своими ощущениями. Актуализировать визуальные, кинестетические ощущения, закрепить знания о сенсорных эталонах. Стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать мелкую моторику пальцев рук.
3 Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
«Царство песчаных человечков».
Цель: способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, развитию тактильной чувствительности, образного мышления. Формирование мотивации деятельности и активных личностных установок, формирование навыков целенаправленной деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4 Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
«Радость песчаного человечка»
Цель: расширять представления детей об эмоциях и связанных с ними состояниях. Побуждать эмоционально, откликаться на происходящее, проявлять активность и самостоятельность. Способствовать снятию психоэмоционального и телесного напряжения. Развивать наблюдательность, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
5 Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
«Грусть песчаного человечка».
Цель: формировать знания у детей об эмоциональном состоянии грусти, развивать наблюдательность, чувство эмпатии, желание прийти на помощь к другим, проявлять активность и самостоятельность в деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
6 Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
«Страх мышат».
Цель: формировать знания у детей об эмоции страха. Способствовать снижению уровня тревожности. Закреплять знания о сенсорных эталонах. Стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать мелкую моторику пальцев рук.
7 Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
«Злой волшебник».
Цель: формировать знания у детей об эмоции злости. Способствовать коррекции негативных проявлений (агрессии, злости) развивать гуманные чувства. Стимулировать желание и интерес работать с песком, развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.
8 Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
«Волшебник по имени Интерес».
Цель: формировать у детей знание об эмоции интерес. Снижение психоэмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков, творческого воображения, познавательного интереса.
9 Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
«Песчаная буря».
Цель: формирование знаний у детей об эмоциях злости, грусти, стыда. Способствовать снижению негативных проявлений, учить выражать свои эмоции в безобидной форме. Закреплять знания о сенсорных эталонах. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
10 Программа коррекционно – развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочная страна – страна чудес.
«Нарисованная сказка».
Цель: создавать условия для положительного эмоционального фона, атмосферы доверия, развивать коммуникативные навыки, творческое воображение. Упражнять детей в умении отражать в речи свои чувства и эмоции. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Комплекс групповых игр
Комплекс игр на сплочение и знакомство детского коллектива, на разогрев и организацию группы, снижение напряженности.
Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, формирование положительной самооценки и самопринятия. Разминка, разогрев группы. Развитие внимания, групповой сплоченности. «Клубочек»; «Ласковое имя»; «Животные»; «Невербальное приветствие»; «Передай игрушку по кругу»; «Передай движение по кругу»; «Перекличка – путанка».
Комплекс игр на снятие эмоционального напряжения.
Цель: снятие агрессивности, мышечного напряжения в области рук, развитие воображения. «Воробьиные драки»; «Минута шалости»; «Злые добрые кошки»; «Жужа»; «Обзывали»; «Рисуем стихотворение»; «Тучки»; Хороводная игра «Зайка»;. «Рисуем на ладошках»; «Лягушки»; «Ласковый мелок»; «Мыльные пузыри»; «Ласковый ветерок».
1) Комплекс игр, упражнений по проживанию эмоциональных состояний детьми.
Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения; учить детей быть спокойными, радостными, удовлетворенными; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
«Облака»; «Садовник»; «Дожди»; «У моря»; «Выбери девочку»;
«Угадай настроение»; «Говорящие предметы»; «Надувала кошка мяч»; «Зеркало настроения»; «Обними и приласкай игрушку»;
2) Комплекс игр, упражнений по проживанию эмоциональных состояний детьми.
Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения; учить детей быть спокойными, радостными, удовлетворенными; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Игровое упражнение «Посочувствуй другому»; Игровое упражнение «Закончи предложение»; Игровое упражнение «Я и мое настроение»; Игровое упражнение «Солнечный зайчик»; Игровое упражнение «Царевна Несмеяна».
Комплекс игр, формирующие навык бесконфликтного общения.
Цель: развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
«Доброе животное»; «Паровозик»; «Дракон кусает свой хвост»; «Жучок»; «Объятия»; «Аплодисменты по кругу».
Комплекс игр на обучение эффективным способам общения.
Цель: развитие коммуникативных навыков; развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.
«Попроси игрушку»; «Хороший друг»; Игра «Ты мне нравишься»
1) Комплекс игр, отражающие притязание на социальное признание.
Цель: привить ребенку новые формы поведения;
научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя;
дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком; коррекция аффективного поведения; приобретение навыков само расслабления.
«Клоун смеется и дразнит слона», «Молчок» (тренинги желательного поведения, «Вот он какой» (пантомимика, «Тень».
2) Комплекс игр, отражающие притязание на социальное признание.
Цель: привить ребенку новые формы поведения;
научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя;
дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком; коррекция аффективного поведения; приобретение навыков само расслабления.
«Робкий ребенок», «Капитан» и «Правильное решение» (смелость, уверенность в себе, «Два маленьких ревнивца», «Так будет справедливо», «У оленя дом большой», «Кукушонок», «Винт», «Солнышко и тучка».
3) Комплекс игр, отражающие притязание на социальное признание.
Цель: привить ребенку новые формы поведения;
научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя;
дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком; коррекция аффективного поведения; приобретение навыков само расслабления.
«Буши попала вода», «Игра с песком» (расслабление мышц). Игры: «День рождения», «Ассоциации», «Необитаемый остров», «Страшные сказки», «Фанты» «Король».
Игры на работу с чувствами.
"Знатоки чувств", "Отгадай, что я почувствовал?", "Страна чувств", "Чувства на сцене", Рассказы по фотографиям, "Словарик добрых слов", "Слепой и поводырь", "Пилот и диспетчер", "Портрет агрессивного человека", "Пойми без слов", "Критикуй, не обижая".
Комплекс игр с агрессивными детьми
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук; снять напряжение, успокоить детей; развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. «Воздушный шарик» «Дрока», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Слепой танец», «Гусеница»,
Комплекс игр с агрессивными детьми
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми; снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме; снятие негативных настроений и восстановление сил; обучить детей эффективным способам общения; развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
«Волшебный стул», «Обзывалки», «Тух-тиби-дух» «Попроси игрушку» «Глаза в глаза»
Комплекс игр с гиперактивными детьми
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции; способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведения; развитие умения контролировать импульсивные действия; развитие умения распределять внимание; снять излишнюю двигательную активность.
«Кричалки—шепталки—молчалки» «Найди отличие» «Говори!» «Броуновское движение» «Передай мяч» “Колпак мой треугольный” (Старинная игра)