ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Тренинг для воспитателей «Вместе мы сила»
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга :
– формирование благоприятного психологического климата;
– нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
Публикация «Тренинг для воспитателей „Вместе мы сила“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
– развитие умения работать в команде;
– повысить групповую сплоченность;
– осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
– повысить коммуникативные навыки педагогов, самооценку и уверенность в себе;
– повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех;
– способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
– снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
– улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Необходимые материалы:
1. спокойная музыка для релаксации;
2. мяч;
3. листы чистой бумаги;
4. ручки, карандаши, фломастеры;
5. заготовленные бланки с лепестками;
6. макет “сердца группы.
Условия проведения:
Приглашаются все желающие педагоги, группа – не более 20 человек. Продолжительность занятия 1-1,5 ч.
Воспитатели заходят в зал под песню «Улыбка» В. Шаинского
Приветствие «Здравствуйте!»
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.
ЗДРАВСТВУЙТЕ! ( все: Здравствуйте)
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, – выразить друг другу радость встречи.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Упражнение № 1 Приветствие «Улыбка»
В начале нашей встречи я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощённости. Обращаясь к своему партнеру с улыбкой, вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни : разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
Анализ приветствия: Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытывали, когда вам улыбались?
- Это не всегда легко удается, но когда мы улыбаемся, то чувствуем себя хорошо, все у нас получается, мы всем довольны. Это вы сейчас и прочувствовали.
Сообщение.
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Умение общаться даётся человеку от природы или этому необходимо учиться? (ответы)
Конечно, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причём научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. Одной из эффективных форм обучения может стать не лекция, а тренинг, деловая игра, дающая каждому её участнику, используя уже имеющийся у него жизненный опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается всё : что мы говорим, как говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Представители разных профессий по-разному могут воспринимать одного и того же партнёра по общению, выделяя при этом различные особенности собеседника. Например, у педагогов отмечается, что они хорошо запоминают и могут описать по памяти осанку, жестикуляцию, мимику и речь детей, а также состояние их одежды. Также у педагогов отмечается более высокое воздействие на людей, большое количество коммуникативных навыков, использование выразительных движений, мимики и жестов, хорошая чувствительность в сфере общения.
Традиционно все средства общения делятся на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы; к паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонацию, паузы.
Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаимодействия с родителями и обладающие к тому же определёнными личностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе и др., со страхом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании. Для тех, кто испытывает неуверенность и даже страх перед публичным выступлением, есть такие рекомендации:
• Смириться с тем, что казусы при публичном выступлении неизбежны;
• Сохранять самообладание;
• С достоинством выходить из трудных положений;
• Прощать самому себе оплошность (тогда и другие простят);
• Тренировать навык уверенного выступления на практике как можно чаще;
• Записывать и прослушивать свои выступления на аудио- и видеоплёнку, анализировать их;
• Оставаться самим собой, каким вас знают ваши близкие и сослуживцы;
Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника.
1. УПРАЖНЕНИЕ «РИСУНОК» ( цель: показать многообразие взглядов, при выполнении одинаковых инструкций).
Ваша задача - выполнять задание, по инструкции ведущего молча, так, как вы его поняли, не задавая при этом дополнительных вопросов (стараться не смотреть на работу соседей)
Инструкция: посередине листа рисуем дерево, от дерева вправо дорожку, в верхнем углу - солнце, рядом с деревом дом, около дорожки цветы. На небе тучки.
- А теперь все разверните свои рисунки и посмотрим, что получилось.
Одинаковые ли получились результаты? (нет).
- Как думаете, почему? Ведь инструкция для всех была одинаковая! (не было обратной связи, нельзя было уточнить задание).
- Какие ощущения испытывали при выполнении? Была ли раздражительность?
- Что хотелось сделать? (выругаться, все бросить, уточнить задание).
- Как думаете, что надо сделать, для того чтобы избежать ситуации недопонимания? (Точнее и конкретнее выражать свои мысли, а для этого важно ориентироваться на собеседника, иметь обратную связь).
- Теперь сделаем это упражнение, но с использованием обратной связи. Я буду давать те же самые инструкции, но теперь вы можете задавать уточняющие вопросы.
- Есть ли разница между выполнениями 1 и 2-го образца рисунка.
- Ощущения после выполнения 2-го рисунка? Сложнее или проще было? (проще, т. к можно было задавать уточняющие вопросы).
-Какие выводы можно сделать по результатам этого упражнения? (Важно не то, что говоришь, а то, что услышали, должна быть чёткая организация речевого сообщения).
2. ТЕСТ-УПРАЖНЕНИЕ «ВЫБОР»
Внимательно прослушайте. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Отнесёте бракованный пончик назад в булочную и потребуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего.
• если вы выбрали первый вариант, то вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
• если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешения и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда
оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
• если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
• если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
3. УПРАЖНЕНИЕ «ДА – ЗНАЧИТ НЕТ».
( цель: соблюдение правил конструктивного ведения разговора, научить говорить "нет" или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и злобы).
Нередко люди при общении друг с другом не умеют соблюдать правила конструктивного ведения разговора.
Упражнение проводится в общем кругу. Участники разбиваются на пары.
Ведущие выдают готовые спорные утверждения:
«Все дети – невыносимы»,
«Пожилые люди - мудрые и спокойные»,
«Все коллеги ценят и уважают друг друга»,
«Родители никогда не понимают своих детей»,
«Руководитель всегда прав».
После этого по мере готовности участники произносят (зачитывают) свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно обязательно согласиться с тем, что было сказано. После этого - продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано.
Примеры фраз: "Да, однако. ", "Да, и все же. ", "Да, и если. "
Итог: часто в жизни бывает так, что мы не согласны с каким-либо утверждением, но при этом не всегда корректно и конструктивно выражаем свое несогласие. А ведь если правильно построить разговор, конфликта можно избежать. И к этому надо стремиться.
4. УПРАЖНЕНИЕ "Я В ЛУЧАХ СОЛНЦА"
Вы знаете, что каждый человек обладает качествами, как плохими, так и хорошими. Давайте вспомним свои качества. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе. (Педагоги выполняют поручение).
Носите этот листочек всюду с собой. А если вам станет особенно плохо на душе и вам покажется, что вы ни на что не годитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом качестве.
5. УПРАЖНЕНИЕ «КОРЗИНА СОВЕТОВ».
(Каждый педагог по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы).
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Больше гуляйте на свежем воздухе.
3. Составляйте список дел на сегодня.
4. Ставьте перед собой только реальные цели.
5. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
6. Чаще улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
7. Не держите всё в себе, расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
8. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
9. Живите сегодняшним днем, не требуйте слишком много для себя.
10. Не старайтесь угодить всем – это нереально. И т. д.
6. УПРАЖНЕНИЕ «ПОДАРОК»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Педагог: Наш тренинг подходит к концу.
(Вариант рефлексии. Сделать большое сердце («сердце коллектива», на которое наклеить маленькие сердечки с пожеланиями коллективу, с дружескими приятными фразами).
Всем спасибо. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Поэтому наш тренинг и назывался : «Вместе-мы сила!»