Ольга Колданова
Тренинг для родителей «Учимся быть внимательными»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей
«Учимся быть внимательными»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Своё выступление я хочу начать с игры – разминки «Ветер дует на…».
Давайте встанем в круг и, когда я буду произносить слова задания, все, к кому эти слова относятся делают шаг вперед. Итак, начинаем, «Ветер дует на того,
- кто вместе читают книжки;
- имеют общее увлечение;
- помогают маме мыть посуду;
- помогают маме выносить мусор;
- вместе катаются на велосипеде;
- вместе занимаются спортом;
- вместе путешествуют.
Спасибо! Молодцы! Присаживайтесь!
Публикация «Тренинг для родителей „Учимся быть внимательными“» размещена в разделах
Что же такое внимание?
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Внимание - это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредоточиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.
Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении).
Выделяют следующие формы проявления внимание :
- сенсорное (перцептивное) реализуется через работу органов чувств в процессе восприятия информация;
- интеллектуальное (мыслительное) активизируется при осуществлении мыслительных операций;
- моторное (двигательное) активизируется при контроле над работой мышечной системы.
Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств (одна информация принимается к сведению, другая игнорируется).
Внимание обладает некоторыми свойствами:
ОБЪЁМ – количество информации, способной удержаться в сознании.
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ – возможность сконцентрироваться на каком- либо объекте.
УСТОЙЧИВОСТЬ – способность долгое время сохранять сосредоточенность.
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел.
Непроизвольное внимание – (пассивное – непреднамеренное внимание) – это концентрация на чем-то, что выделяется какими-либо особенностями. Например, предметы, вызывающие яркий эмоциональный фон (красочные цвета, приятные запахи, рефлекторно привлекают внимание.
У детей дошкольного возраста пассивное внимание является доминирующим.
Произвольное внимание у ребенка возникает тогда, когда ему нужно проявить волю, чтобы сосредоточиться на предмете, с которым необходимо совершить какие – либо действия.
Значительную роль играет психическое состоянии ребенка (если он утомлен или болен, перевозбужден или находится в плохом настроении – всё это может ослабить способность сосредоточиться и сконцентрироваться).
Послепроизвольное внимание у дошкольника возникает тогда, когда он поглощен каким- то видом деятельности. В этот момент снимается волевое напряжение и ребенку уже не нужно заставлять себя делать что-либо: занятие становится увлекательным и реализуется без особых затруднений.
Такое внимание является самым продолжительным и эффективным, так как ребенок не напрягается и не устает, он может довольно долгий период времени быть сосредоточен на своем занятии, не теряя целенаправленности.
Основные принципы развития внимания у дошкольников.
Как развить у ребенка внимательность?
Для этого разработано несколько базовых принципов.
Постепенное усложнение поставленных задач.
Если дошкольник получает какое-либо непростое задание, чаще всего ему не удается выполнить его с первого раза. Следует учесть особенности внимания детей этого возраста и разделить предложенное задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию. Со времен нужно усложнить действия и увеличить их объём.
Удержание инструкции в памяти
Многократное проговаривание полученной инструкции – залог, что дошкольник запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение.
Формирование самоконтроля
При выполнении задания ребенок дошкольного возраста время от времени сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. К примеру, дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их.
Упражнение «Выкладывание из палочек».
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Родителям предлагается по образцу выложить узор или силуэт из палочек.
Игра «Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Родителям предлагается карточки. На них изображены две картинки, отличающихся друг от друга различными деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Игра «Кто летает?».
Цель: формирование внимания.
Я буду называть слова, если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать – вы машите руками, а если не летает – хлопаете в ладоши.
Орёл, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер.
Игра «Чего не стало?»
Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности.
Показать на экране несколько предметов, затем убрать один предмет, родителям нужно догадаться – чего не стало.
Упражнение «Найди букву».
Цель: развитие внимания, работоспособности, умения сосредоточиться на задании.
Родителям предлагается небольшой текст из книги или журнала. Необходимо рассмотреть все строки и везде зачеркнуть букву «О» (усложняем задание – а букву «Р» подчеркнуть).
Упражнение «Снежный ком»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти.
Кто – то называет имя, или фрукт, или овощ и т. п., например яблоко. Следующий сидящий по часовой стрелке называет название фрукта первого игрока и название своего фрукта: яблоко, апельсин. Ход переходит к следующему: он называет предыдущих два фрукта и добавляет свой – яблоко, апельсин, лимон. И так далее. Количество названных фруктов нарастает как снежный ком.
Игра «Четыре стихии».
Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
Играющие выполняют движения в соответствии со словами «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками.
Рефлексия
- Что нового вы узнали?
- Как полученные знания вы будете использовать дома с детьми?
Поддерживайте своих детей, создавайте хорошее настроение им и себе, выполняйте упражнения, и вы обязательно добьетесь результата!
Спасибо за внимание!