Ольга Миронова
Тренинг для родителей по обучению игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаем Вашему вниманию конспект игрового тренинга для родителей, включенного в годовой план работы консультационного пункта, функционирующего на базе МБДОУ детский сад № 22 «Почемучка» муниципального образования г. Саяногорск.
Игровой тренинг для родителей
«Играем вместе с детьми»
Цель: повышать компетентность родителей, обучая их доступным и продуктивным способам взаимодействия с детьми в процессе игры;
Задачи:
• показать родителям значимость игры для гармоничного развития эмоционально-волевой сферы ребенка
Публикация «Тренинг для родителей по обучению игровой деятельности» размещена в разделах
• демонстрировать значимость совместной обучающей игровой деятельности родителей и детей;
• обучить практическим приемам сотрудничества с детьми;
Основная часть
1. Приветствие-разминка.
Упражнение «Знакомство».
Участники по очереди (по кругу) передают мяч, представляются и по желанию говорят о своем настроении.
Например, «Меня зовут Ольга Викторовна, у меня сегодня хорошее настроение, я буду очень рада с Вами пообщаться».
2. Беседа «Наши детские игры».
Педагог предлагает родителям вспомнить, в какие игры они играли в детстве. Также могут поделиться собственным опытом.
3. Беседа «Для чего ребенку необходима игра?»
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры?
Наши дети, для которых игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые они играют, стали грустными и агрессивными.
Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – салки, «казаки-разбойники», жмурки, лапта и др.?
Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
4. Коллективное обсуждение «Нужно ли руководить играми детей?»
Вопрос родителям : «Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка?»
Ответы родителей :
Обобщение: Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении с взрослым. С ребенком помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнера по игре вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребенка к новым действиям.
Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время повседневных режимных моментов.
Вот некоторые из доступных для детей и родителей игр.
5. Игры и упражнения:
«Знакомство с друзьями»
Цель – формировать умение устанавливать доверительные отношения между людьми в атмосфере сотрудничества.
Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит. Можно рассказать о любимых домашних делах, хобби и т. д.
«Аукцион»
Цель – создать здоровый эмоциональный подъем в группе.
Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка, и т. д. Когда темп замедлится, ведущий считает до трех: «Круглый раз, круглый два, круглый – три!» выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет.
«Спичечный узор»
Цель – развивать познавательную сферу, произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и укрепить взаимодействие между родителем и ребенком.
Играющие берут три-пять спичек, бросают их на стол, запоминают узор и прикрывают его листом бумаги. После этого выкладывают узор по памяти и сравнивают с оригиналом.
«Давайте поздороваемся»
Цель – развитие и коррекция невнимательности, двигательного контроля, импульсивности.
Игроки хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом по сигналу ведущего:
1 хлопок – за руку;
2 хлопка – соприкоснувшись плечами;
3 хлопка – спинами.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих этой игре, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.
«Солнышко»
Цель – снять напряжение, развить коммуникативные навыки, поднять эмоциональный настрой участников группы.
Все участники прикрепляют друг другу листок бумаги и рисуют на нем солнышко. А затем пишут пожелания друг другу на этом же листке.
6. Игра-задание
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – желтого, никогда – синего.
Вопросы:
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
2. Рассказываю о своих играх в детстве.
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.
4. Купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
5. Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.
6. Не наказываю ребенка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.
7. Часто дарю ребенку игру, игрушку.
Обобщение: Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.
7. Подведение итогов:
Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу.
Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство.
Рефлексия: предлагается родителям поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным, с чем они не согласны