Ангелина Малистова
Тренинг для родителей «Формирование толерантного отношения к ребёнку с ОВЗ»
▼ Скачать +Заказ
«В классе особенный ребёнок»
Цель: формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья
Задачи: дать представление об «особом ребёнке»; развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и способности к проявлению искренней заботы и дружбы; дать представление родителям о толерантной и интолерантной личности; прививать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Публикация «Тренинг для родителей „Формирование толерантного отношения к ребёнку с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
I. Организационный момент. Вступительное слово ведущего.
Здравствуйте! Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик-семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.
- Сколько лепестков было у волшебного цветка?
- Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север,
через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги передвигается с помощью костылей, инвалид).
К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т. е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.
-Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)
Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы)
Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких
людей много. Это и взрослые и дети. В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети". Но отношение в нашем обществе к таким детям, мягко говоря, разное. И сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. Только постарайтесь отвечать честно. Подписывать анкету не нужно. (Приложение 1)
II. Основная часть
Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует. У кого-то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но, к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться. У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Эйнштейн: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
Просмотр социальных роликов «Люди так не делятся»
После просмотра участникам предлагается обсудить некоторые вопросы:
1. Бывают ли опасные в жизни ситуации, когда человек может стать инвалидом?
2. Как следует вести себя с родителями, ребёнок которых имеет серьёзные проблемы со здоровьем?
3. Что нам как родителям нужно сделать для того, чтобы наши дети уважительно относились к людям, с ОВЗ?
Обсуждение понятия «толерантность»
Упражнение “Толерантная и интолерантная личности»
Есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности :
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Толерантная личность Интолерантная личность
Терпение
Чувство юмора
Уважение мнения других Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
Групповая дискуссия
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
Как научить наших детей толерантности по отношению к другим людям? (Ответы родителей)
После дискуссии участникам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии.
«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейте, серфинговой доске, играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу. В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным. С 1999 года начал выступать перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей» (англ. LifewithoutLimbs, став проповедником. В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию «Молодой австралиец года». В 2009 году он снимается в фильме «Цирк бабочек» («The Butterfly Circus», рассказывающем о человеке без конечностей Уилле и о его судьбе. Он объездил более 45 стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» (Life Without Limits : Inspiration for a Ridiculously Good Life) вышла в 2010 году, в 2012 году была переведена на русский. В настоящее время проживает в Калифорнии, США. 12 февраля 2012 года он женился, а 14 февраля 2013 года у него родился сын – Кейси Джеймс Вуйчич».
– И ив нашем городе есть дети и взрослые с ограниченными возможностями. Мамы таких детей стараются избегать людных мест. Гулять с малышами рано утром или вечером, потому что часто слышат оскорбительные слова, а также удивленные и брезгливые взгляды прохожих.
III. Подведение итогов
– Я очень надеюсь, что после нашей встречи вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой, а самое главное – научите своих детей терпимо и уважительно относиться к людям с ОВЗ. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!
Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам».
«Вместе весело шагать»
Цель: Сплочение коллектива, совершенствование навыков коммуникации и рефлексии.
Задачи: Совершенствование навыков коммуникации и рефлексии, снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: резиновые мячи средней величины или воздушные шары, листы А4-3шт. со словом СТАБИЛИЗАТОР, ручки, цветные карандаши, альбомные листы, спокойная музыка.
I. Вводная часть
Добрый день, уважаемые родители. Я рада всех вас видеть. Наша встреча называется «Вместе весело шагать». Её цель совершенствование навыков коммуникации и рефлексии.
Так как наш тренинг - это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». (Высказывание участников записываются и потом зачитываются).
Например, Контакт, Беседа, Встреча, Разговор, Переговоры, Обмен информацией, Процесс восприятия и познания друг друга, Приём информации, Передача информации, Самовыражение, Поддержка, Взаимопонимание, Сплочение.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
Притча «Терпение»
Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".
Общение важная составляющая жизни каждого человека, а общение в профессии педагога - его главный инструмент.
II. Основная часть
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Уважаемые родители, я предлагаю вам встать в круг и в нем свободно передвигаться, так как вам хочется. А теперь, я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Слушайте внимательно!
- Правая рука к правой руке!
- Спина к спине!
- Носок к носку!
- Лоб ко лбу!
- Бок к боку!
- Мизинец к мизинцу!
- Пятка к пятке!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.
Упражнение «Гусеница»
Команда становится друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.
Игра «Два полушария»
Наша работа предполагает ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас может чем-то не устраивать любой из родителей.
Приглашаются три участника. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает «родителю» претензию (она должна формулироваться четко и конкретно и адресовываться реально существующему родителю).
Задача «полушарий» ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову, чтобы разрешить проблему.
Например, воспитатель спрашивает: «Почему Ваш ребенок опоздал на завтрак?». «Правое полушарие»-«Мы…». «Левое полушарие»-«…позавтракали». Затем участники меняются местами.
Игра «Слово в слове»
Образуйте, как можно больше слов из слова СТАБИЛИЗАТОР. Время работы 5 мин. (Затор,тор, Лиза,бил,рота,сбил,рот)
Упражнение «Парное рисование»
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу».
Упражнение-визуализация «Страна Времени»
СТРАНА ВРЕМЕНИ
Как время быстро набирает ход:
Секунда — Детства,
Юности — Минута…
Час Зрелости
Ворвется в жизнь твою
И отсчитает век уже кому-то.
Планета Времени
Прекрасна и честна.
Она зовет, пленит,
Порой пугает.
И ритм часов Судьбы своей
Лишь только человек определяет.
И если трудно будет на пути –
Тебе помогут
Те, кто рядом,
Порою словом,
Сказанным в тиши,
Прикосновением и добрым взглядом.
Планета Времени
Понятна и проста.
Она в трудах, терпении и грезах,
И стрелки жизни связаны в года,
Оставят в мире след
В поступках, детях, прозе.
Релаксация «Страна Времени»
«Расслабьтесь. Можете закрыть глаза… Представьте, что вы находитесь в Стране Времени. Вы смотрите на Волшебные Часы и возвращаетесь в детство. Вы видите дом, в котором оказались сразу после рождения. Это самые первые минуты вашей жизни. Вы младенец. Что вы видите вокруг себя? Видите ли лица? Кто это? Что вы слышите? Какой запах вы чувствуете? А теперь осознайте этот момент времени. Время бежит дальше, вы вырастаете. Вы ребенок. Вот еще один чудесный момент вашей жизни. Сколько вам лет? Три? Четыре? А может быть, пять или шесть? Где вы? Кто находится рядом? Что вам говорят, что вы отвечаете? Что вы видите вокруг себя? Какие слышите звуки? Может быть, вы видите рядом предметы, какие они? Что вы чувствуете? Осознайте то, что видите, слышите, чувствуете в этот момент времени, в котором вам от трех до шести лет…
А сейчас Волшебные Часы переносят вас во время юности, когда вам от десяти до шестнадцати лет. Время первой любви, надежд, разочарований, счастья. Каким человеком вы были тогда? Вспомните свой любимый наряд, прическу, музыку. Вспомните свой девиз жизни в тот период времени?
А сейчас вы оказываетесь во времени, где вам столько лет, сколько сейчас. Рядом с вами люди. Кто они? У вас есть что-то ценное — что это?
Мы возвращаемся в настоящее. Мы чувствуем звуки, видим людей, нам хорошо и спокойно».
III. Заключительная часть
1. Рефлексия занятия
1. Что ты чувствовал на протяжении всего тренинга?
2. Тебе нравится работать в команде или ты предпочёл бы работать индивидуально?
3. Желаешь ли ты что-нибудь сказать участнику или участникам тренинга?
4. Что вы пожелаете ведущему тренинга?
2. Игра - прощание «Лицом к лицу»
- Уважаемые родители, наша встреча заканчивается. Прошу всех встать в круг, посмотреть друг на друга и сказать всем вместе «Спасибо всем! До новых встреч!»
Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!
«В нашем классе нет конфликтов»
Цель: выработка навыков бесконфликтного поведения и предоставление возможности участникам программы получить опыт предупреждения конфликтов, усвоить теоретическую и практическую базу управления конфликтом, усовершенствование навыков предотвращения конфликтов, адекватного восприятия конфликтных ситуаций для конструктивного их решения.
Задачи: обучение методам профилактики и разрешения конфликтов, нахождения решения в конфликтных ситуациях; развитие навыков непредвзятого оценивания конфликтной ситуации; помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере); сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия.
Ход тренинга:
Вступительное слово:
Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони не далеко падает», «он своего отца», «впитал с молоком матери».
Каждый родитель должен понимать, что задача воспитателя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить их.
Конфликт – вот-вот может уже произойти или уже произошел. Что делать?
Обсуждение с родителями.
Как не допустить возникновение конфликта?
Лучший способ разрешения конфликтной ситуации – ее недопущение.
Чтобы не допустить конфликтной ситуации важно, чтобы каждый член семьи чувствовал атмосферу в ней, тогда и супруги, и дети вовремя заметят ухудшение обстановки и смогут каждый сам или сообща принять меры для устранения причин назревающего конфликта.
Как прекратить конфликт?
Наиболее правильный порядок действий при наличии конфликтной ситуации представляется таким:
Выявить причину конфликта.
Определить глубину и степень конфликтной ситуации.
Наметить пути выхода из конфликта.
Не прекращать меры по устранению конфликтной ситуации до ее разрешения
Агрессивное поведение ребенка является наиболее распространенным способом реагирования на поведение взрослых и попыткой отстаивать свои права. Дети ранимы, их легко обмануть или обидеть и в большинстве случаев агрессия является способом для отстаивания своих границ.
-Сейчас, я вам предлагаю немного поиграть.
Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов, сотрудников, начальника и подчиненного, продавца и покупателя и т. д., а третий - играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Если бы., я стал бы.
Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: "Если бы меня обсчитали в магазине. ". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: ". я стал бы требовать жалобную книгу".
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.
Обсуждение.
-Ну, а сейчас, проведем тренинг, который называется «Давайте начнем с себя».
Во время нахождения ребенка в саду, мы (дети, воспитатели, родители) составляем треугольник (На доске нарисовать треугольник).
Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.
Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
А что сказано в басне И. А. Крылова «Лебедь, раз и щука»? «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука».
Отсюда вывод: нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его «втором» доме – в саду.
Участие родителей в садовской жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для воспитателей, и для самих родителей.
-Уважаемые родители, я приготовила на наш тренинг притчу, и хочу вам ее рассказать.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
-Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
-С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды : надо было встретить Путника Вечности.
-Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачен в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
-Где же обещанный Путник Вечности?
(-А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был)
-А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
-Но это плач новорожденного! – ответили люди.
-Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребенка – свою надежду.
Беседа с родителями.
-Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
-Ведь именно ему жить в будущем.
-Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из бумаги)
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить)
У каждого из вас и у меня есть сердечки, поместите их в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.
(При помощи скотча родители, называя качество, «помещают» сердечко в чашу)
-Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
-Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
-Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, здоровыми, заботливыми…
-Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного - это лень, у других - жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…
Задумаемся над словами Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитать детей, не воспитывая себя!»
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнем его и бросим на «чашу избавления». Итак, мы избавились от своих пороков, и нам стало легче, и свободнее на душе.
Давайте подведем итоги нашей встречи.
-Сегодня мы с вами разговаривали на тему «Преодоление конфликтов». Как вы считаете, бывают ли, не разрешаемые конфликты?
Что можно и нужно сделать для того, чтобы конфликты в семье не происходили, или если и происходили, то мы находили бы решение?
Обсуждение, ответы родителей.