Снежана Рябченкова
Семейная педагогика. Общение педагогов и родителей при домашнем воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время педагогическая наука и практика все чаще обращаются к педагогическому наследию прошлого, и все чаще заявляют о незаменимости семейного воспитания, доказывают, что действенность и сила семьи не сопоставима ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду, т. к. основы формирования личности закладываются именно в семье. И от семьи ждут не просто участия в воспитании, а рассматривают как главный воспитательный институт. Более того, в соответствии со ст. 18 п. 1 Закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребенка еще в раннем дошкольном возрасте, т. е. максимальная ответственность за развитие и воспитание ребенка возлагается на родителей (семью).
Публикация «Семейная педагогика, Общение педагогов и родителей при домашнем воспитании» размещена в разделах
Но, к сожалению, не все родители имеют возможность выполнять возложенные обязанности в целевом развитии ребенка качественно и с полной ответственностью, а иногда и не хотят. Каковы же причины нежелания или невозможности родителей полноценно воспитывать своих детей? Думаю, что основные из них – это:
- сегодняшние родители – это вчерашние дети, воспитывавшиеся государственной системой, начиная с яслей и не имеющие иного опыта;
- недостаточный уровень знаний о возрастных особенностях детей, и в то же время осведомленность о том, что период дошкольного воспитания (включая образование) очень важен и проходит стремительно;
В результате:
- одни родители на свой страх и риск берут на себя полную ответственность за воспитание и образование своих детей (часто не справляясь из-за отсутствия знаний и опыта,
- другие перекладывают всю полноту ответственности за воспитание и образование ребенка на воспитателей;
- а третьи, не снимая с себя ответственности, находят учреждение или воспитателя - помощника, с которым выстраивают доверительные отношения.
На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что детский сад вынужден работать прежде всего с теми родителями, которые склонны по причине занятости или нежелания брать на себя труд воспитания, отдают своих детей в ДОУ. А те родители, которые нуждаются в квалифицированной помощи педагога и готовы ее принять – не могут принять условия воспитания детского сада и воспитывают детей, опираясь на рекомендации педагогической литературы. Учитывая, что ее сегодня огромное количество и очень много некомпетентных изданий и изданий, ставящих себе цель прежде всего получить деньги, ситуация не оптимистическая. Учреждения же дополнительного образования вынуждены игнорировать потребности родителей, желающих воспитывать детей преимущественно в семье, так как не имеют право дублировать детский сад, а значит, не могут заниматься основным образованием дошкольников.
В результате возникает противоречие между заказом государства, его предложениями и реальными возможностями семей. Как разрешить эти противоречия? Это задача педагогов-дошкольников и дошкольных учреждений.
В практике дошкольного образования реализуются различные формы взаимодействия с семьей: родительские клубы, тренинги общения, творческие встречи и конкурсы, создаются библиотеки для родителей, проводятся консультации, но направлены они, как правило, не для тех, кто в этом больше всего нуждается.
Дошкольное учреждение должно включать родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, признавая приоритетную роль в воспитании за родителями, а значит должна появиться новая форма дошкольного учреждения, где с родителями не заигрывают, а вступают в партнерские отношения. При понимании обеими сторонами того, что духовное, физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами, а уровень требований общества к развитию ребенка очень высок, необходимы партнерские отношения семьи и педагогов, их сотрудничество.
Так как сегодня есть семьи, готовые к такому сотрудничеству, необходимо, чтобы педагоги научились :
- уважать и понимать ведущую роль родителей в развитии детей;
- не пытаться подменить родителей, а оказывать им помощь, проводить консультации;
- брать на себя ответственность за проведение организованных развивающих занятий для детей; информирование родителей об учебном процессе;
- обучать родителей взаимодействию с детьми при выполнении домашних заданий, обеспечивающих лучшее усвоение знаний, расширение кругозора, удовлетворение детской потребности в получении информации и совместной деятельности (при этом домашние задания носят не обязательный, а рекомендательный характер и требуют творческого подхода);
- понимать, что доверительные отношения требуют этики общения (считаю, что рекомендации следить за поведением родителей при общении с детьми и фиксировать наблюдения – грубое нарушение доверия; хорошему педагогу достаточно наблюдения, чтобы определить стиль общения родителей с ребенком и ненавязчиво при удобном случае стараться повлиять на стиль детско-родительских отношений, и лишь невнимательному педагогу необходимо это фиксировать, а запланированная беседа-нотация скорее растворит доверие, чем его укрепит);
- проводить досуговые мероприятия (чаепития, встреча праздников, походы в музеи) для создания комфортного микроклимата и лучшей социализации детей;
- обеспечивать возможность сотрудничества с различными учреждениями культуры (библиотеки, музеи, театры, образования (школы, центры детского творчества, спортивные школы);
- обеспечивать реализацию родителями своих возможностей (чтение стихов, театрализация, изготовление поделок, ознакомление детей с культурой их народа).
Работая педагогом дополнительного образования на протяжении 10 лет, всеми силами пытаась реализовать такое взаимодействие с семьями, желающими воспитывать своих детей в домашних условиях, но при поддержке педагога.
Систематические занятия с детьми и родителями начинаются с 2-3-х летнего возраста. Первые полгода - год занятия небольшие по продолжительности, и дети занимаются вместе с родителями. Со второго года обучения родители приводят детей три раза в неделю к определенному времени. Пока педагог проводит время с детьми, родители находятся в соседнем помещении, где можно ознакомиться с педагогической литературой, побеседовать, полюбоваться детскими работами. Сначала дети имеют возможность выйти и посмотреть: не ушла ли мама, а когда этот вопрос перестает их интересовать – у мам появляется возможность использовать часть этого времени в собственных целях: сходить в магазин, убрать в доме, приготовить обед. Но одна мама всегда остается дежурной на случай, если ребенка нужно отвести в туалет и т. п.
В здании Центра детского творчества, где проходят занятия, есть и игровая комната – с игрушками, настольными играми – а значит, есть возможность для свободной детской игры. Есть и зал для проведения чаепитий, и актовый зал со сценой для проведения праздников. А после занятий можно всем вместе отправиться на прогулку и даже поиграть в снежки вместе с родителями!
Очень удобно, если к учебному процессу подключается второй педагог – психолог, музыкальный руководитель: пока он занимается с детьми, у первого педагога есть возможность общения с родителями. Отношения доверительности и партнерства ставятся родителями на первый план, выше даже возможности получения необходимой педагогической информации. Родительские собрания с такими семьями редки, а носят, главным образом, организационный характер, потому что родители «домашних» детей и на собрание приходят с ними, т. к. их не с кем оставить. Зато всегда можно позвонить, посоветоваться, поделиться – это тоже возможность взаимодействия.
Обязательно проводятся выходы в музеи – Декоративно-прикладного и народного искусства, Зоологический, Биологический им. Тимирязева, музей Леса, Третьяковскую Галерею, музей Сказки «Жили-были», станцию юннатов и др. Это не только знакомство с культурой, окружающим миром, но и возможность увидеть своего ребенка в кругу сверстников, его взаимодействие с ними и с педагогом, и возможность вместе с ребенком открывать мир. А это так увлекательно! Сначала родители с удивлением замечают: «Я думала, что сопровождаю ребенка, а мне было все так интересно!» И дети, видя этот неподдельный интерес в глазах близких взрослых, верят, что это интересно всем, это всех объединяет.
Оба моих собственных ребенка выросли в такой системе. За десять лет в школьную жизнь ушли три выпуска. И сердце за них не болит – это счастливые, талантливые и хорошо подготовленные к школе и к жизни дети, выросшие на благодатной почве своей семьи. Столько любви и труда вложено в их воспитание, что они просто не могут быть другими: они радуют нас своей любовью, добротой, своими успехами. И мы все: дети и взрослые, когда-то совсем незнакомые, стали одной большой семьей. Семьей, в которой царит любовь, порядок, взаимопонимание и взаимопомощь. А я уже седьмой год работаю в детском саду, и работа моя мне очень нравится. Но это уже совсем другая история. А какая система воспитания лучше? Знаю точно лишь одно: лучше – это когда вместе! И у каждого всегда должен быть выбор.