Кристина Бондарь
Тренинг для педагогов «Тактика педагога в конфликтных ситуациях»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов "Тактика педагога в конфликтных ситуациях".
1. Добрый день. Мы рады всех вас видеть. Тема нашего семинара "Тактика педагога в конфликтных и чрезвычайных ситуациях". (1 слайд)
2. Упражнение «Ассоциации».
Предлагаем вам поучаствовать в упражнении "Ассоциации"
Публикация «Тренинг для педагогов „Тактика педагога в конфликтных ситуациях“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Скажите, есть ли среди нас те, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…Никого.
Пусть каждый из участников скажет, с чем у него ассоциируется слово
«конфликт»? Какие мысли, чувства, ощущения вызывает это слово?
Обсуждение.
3. Конфликт - острый способ разрешения противоречий во взглядах и интересах, возникающий в процессе взаимодействия. (2 слайд)
Не смотря на наше негативное отношение к конфликтам, они являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Наша жизнь насыщена еще и педагогическими конфликтами. В любом детском коллективе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, где происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, выделение лидеров и т. д. Здесь собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни.
Следовательно, нам надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми.
4. Можно значительно уменьшить количество конфликтов в детском коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений.
Для этого педагогам необходимо :
-Изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
-помочь неуверенным детям, детям с низкой самооценкой изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;
-Организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
-Формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
-Уделить внимание организации игрового тренинга общения, способствующего формированию бесконфликтного общения. (3 слайд)
5. Немаловажное значение в предупреждении конфликтов имеют профессиональное мастерство и личные качества педагога. (4 слайд)
Как вы считаете, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать педагог?
Участники семинара делают записи напротив фигурки человечка.
(Профессионализм, компетентность, авторитет, постоянство требований, доброта, уверенное поведение, чувство такта и т. д.
Вот таким получился у нас идеальный педагог.
Педагогическая тактика и стиль общения оказывают существенное влияние на формирование межличностных отношений детей и подростков.
Часто причиной конфликтов между педагогами и нашими воспитанниками выступают те речевые средства, которые мы используем по отношению к ним.
Мы часто говорим детям: -Ты должен, ты обязан. Что очень негативно отражается на наших с детьми взаимоотношениях.
Предлагаем рассчитаться до четырех. И объединиться в команды по номерам.
Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Ваша задача перефразировать обращение к воспитанникам на правильное. На обдумывание дается 3 минуты.
-Ты должен хорошо себя вести!
-Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!
-Ты должен подумать о будущем!
- Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться работой!
-Кто разбил стекло? Ты должен говорить правду!
-В детском центре тебя кормят, заботятся! Ты должен быть благодарным!
-Ты должен слушаться воспитателя.
Обсуждение.
Правильно и необходимо сказать: Я уверен, что ты можешь хорошо себя вести!
Интересно, каким человеком ты хотел бы стать?
Какое будущее планируешь?
Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но полезно прислушаться к мнению старших.
Обсуждение
Какой вывод из этого можно сделать?
Педагог не должен использовать авторитарный, приказной речевой стиль. Наше обращение к детям должно побуждать их поступать правильно.
Выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов.
Прямые методы погашения конфликтов
1. Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон: Педагог поочередно приглашает к себе враждующих сторон и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решение.
2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих.
3. Если и это не помогает – как вынужденная мера предоставляется необходимость развести конфликтующих по разным группам.
Прямые методы не всегда оказываются эффективными. Позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом сам конфликт остается неразрешенным. Поэтому можно использовать косвенные методы
(.5 слайд)
Косвенные методы погашения конфликтов
1. Прежде всего, надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выплеснуть эмоции». Задача педагога - не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
2. Затем воспитатель повторяет, уточняет, высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
3. После этого следует предложить конфликтующим найти выход : «Что будем делать?» Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы. (6 слайд)
Дети в конфликтных ситуациях ведут себя по-разному. Кто-то замыкается, кто-то же проявляет себя особенно агрессивно. Как же вести себя педагогу в конфликтной ситуации с агрессивными детьми, чтобы обеспечить партнерские отношения(7слайд вместе с правилами)
Правило 1. Игнорировать незначительный конфликт.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии:
- простое игнорирование реакций ребенка;
- выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
- позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».
- переключение внимания или предложение какого-либо задания;
Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое. Игнорирование является мощным способом гашения нежелательного поведения.
Правило 2. Если возник спор, обсуждайте только предмет, не переходите на личности.
Анализируя проступок, важно ограничиться обсуждением поведения подростка, по принципу «здесь и сейчас», избегая анализа других поступков. Ребенок должен услышать от нас, что мы не против него, а только против конкретного проступка.
Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции.
Когда ребенок или подросток демонстрирует конфликтное поведение, это вызывает у нас выраженные негативные эмоции, включая: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет конфликтное поведение.
Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации :
Рекомендуется:
-не повышать голоса, не изменять тона;
- не демонстрировать свою власть: «Будет, так как я скажу»;
- не настаивание на своей правоте;
Исключить:
- угрозы или наказания;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые»;
- сравнение ребенка/подростка с другими детьми/подростками;
- команды, жесткие требования, давление;
- подкуп, награды.
Правило 5. Обсуждать проступок.
Для профилактики конфликтного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка/подростка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог. Анализировать поведение нужно только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.
В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше сделать это наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе. Также важно подробно обсудить негативные последствия конфликтного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и прежде всего, для самой личности.
Правило 6. Сохранять положительную репутацию.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично уменьшить вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», что не распространяется на последующую индивидуальную беседу;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить требование взрослого по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками;
Настаивая на полном подчинении можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Правило 7. Демонстрировать модели неконфликтного поведения.
- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
- предоставление возможности ребенку успокоиться наедине – тайм-аут;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- сообщение своих интересов;
На начальной стадии конфликтного поведения целесообразно использовать мягкую тактику –
1) игнорирование;
2) переключение внимания;
3) «изящный уход».
Работа в группах: участники делятся на 4 группы.
Каждая группа получает задание: обыграть конфликтную ситуацию из жизни детского центра, определить причины ее возникновения и способы выхода из нее.
Варианты ситуаций :
1. Между девочками старшеклассницей Наташей и гораздо младше нее Софией произошел конфликт. Наташа ударила Софию, за то, что та берет без разрешения ее дезодорант.
2. Дети поругались из-за дежурства в столовой. Вася ленился, Кате пришлось большую часть дежурства выполнить самостоятельно.
3. Два подростка поссорились из-за девочки. Ссора переросла в драку.
4. .Саша отобрал игрушку у Маши. В ответ на замечание воспитателя забрался под стол и не хочет от-туда выходить.
Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение:
-Что общего во всех сценках?
- Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?
-Каково вам было в роли конфликтующих?
-Какими могут быть последствия данных конфликтов?
-Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
Наиболее распространенными формами поведения при конфликтах является обидчивость, агрессивность, разрушительность, непослушание. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых. А в какой непринужденной обстановке мы можем корректировать поведение таких детей? Конечно в играх. В играх агрессивный ребенок может снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, негативное настроение и восстановить свои силы. (8 слайд с названиями игр и целями).
Мы хотим вам предложить несколько коррекционных игр и упражнений для детей. А чтобы вам лучше запомнились данные игры– в некоторые из них мы с вами поиграем.
«Подушка для пинаний»
Этот игровой способ справиться с гневом особенно необходим тем детям, которые, разозлясь, склонны реагировать прежде всего физически. Заведите подушку для пинаний. Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.
«Бумажный гнев»
Цель: снятие агрессии на физическом уровне.
Для данной игры готовится большое количество газет.
Дети делятся на 2 команды и выстраиваются в линии. Воспитатель говорит:
«Вспомните ситуацию, которая вас сильно разозлила. И теперь возьмите газету и сильно скомкайте ее так, чтобы получился плотный мячик. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию".
«Тух-тиби-дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
Рефлексия. Комфортно ли вам было выполнять данное упражнение? Как изменилось ваше настроение?
Для каждого педагога очень важно уметь контролировать свои эмоции.
Умение правильно реагировать в сложных ситуациях определяет профессионализм педагога, а также помогает сохранить собственное здоровье. (9 слайд)
Предлагаем поучаствовать в упражнении «Рассерженные шарики»
оно помогает научиться сдерживать свои негативные эмоции.
Надуйте воздушный шарик и держите его крепко в руках.
Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри вашего тела - это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его выпустить из рук?
Давайте на счет 1-2-3 попробуем отпустить его. Итак, приготовились 1-2-3
- Вы видите, что наши шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемые. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
- Надуйте шарик снова и попробуйте выпустить из него воздух маленькими порциями.
- Что теперь происходит с шариком? (он понемногу сдувается)
- А что происходит с гневом внутри шарика? (он потихоньку выходит из него)
- Поэтому важно избавляться от гнева и злости постепенно, дозировано
Сделаем вывод: «Нашим гневом можно управлять»
- А еще гнев, агрессию, злость можно выпустить с помощью мыльных пузырей. Учитесь властвовать собой.
Приглашаем поучаствовать в релаксационном упражнении "Пуховый платок". Все встают в круг и под приятную музыку создают впередистоящему ощущение пухового платка (через поглаживания прикосновения и др.)
Рефлексия
Расскажите о своих ощущениях.
Мы желаем, чтобы это приятное ощущение пухового платка оставалось у вас как можно дольше. Наш семинар подошел к концу. Надеемся, что теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов пригодится вам в дальнейшей работе.
Спасибо за внимание(10 слайд)