Екатерина Бондаренко
Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт
▼ Скачать + Заказать документы
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, которые изображают людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные образы — наглядные метафоры ценностей, страхов, желаний человека. Они ассоциативно связаны с его внутренним опытом. Некоторые колоды содержат слова или изображения и отдельно карты со словами к ним.
Темочки:
- Метафорические ассоциативные карты (МАК)
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Метафорические ассоциативные карты широко применяются в консультировании, коррекционной, профилактической, профориентационной работе, в арт-терапии с детьми и взрослыми, в групповой и индивидуальной форме. Вы можете использовать их еще и как дополнительный метод при психологической диагностике, сочетая с любыми тестами в зависимости от проблемы.
Цели тренинга:
• способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;
• создать условия для осознания роли воспитателя в психологическом состоянии детей, их личностном развитии;
• снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Количество человек: 8–10.
Продолжительность: 1–1,5 часа.
Материалы: набор метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека» Г. Кац,
Е. Мухаматулиной (включает 80 карт с изображениями и 32 карты со словами); набор позитивных карт-картинок (можно составить из разных колод); листы А4, цветные карандаши, краски; набор камешков марблс.
Музыкальное сопровождение: звуки леса.
Комментарий: образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характерах, жизненном цикле, среде и условиях обитания. Даже во внешности есть сходства: ствол — это тело, ветви — руки, корни — ноги, крона — волосы, кора — кожа.
В культуре различных народов можно обнаружить схожие и взаимодополняющие архетипические образы Древа. Античные мифы сохранили память о похищении Гераклом золотых яблок из сада Гесперид. В русских сказках добыча молодильных яблочек — распространенный сюжет. Саги рассказывают, что северный бог Один с целью постичь руны принес себя самого в жертву, девять суток провисев на стволе Мирового древа — ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьем. Согласно библейскому мифу история человечества началась с того, что Ева отведала яблоко с Древа познания Добра и Зла. Обратим внимание, что все приведенные сюжеты — описание обрядов перехода, целью которых было обретение новой идентичности.
Образ дерева люди часто используют для того, чтобы метафорически донести до других особенности своего состояния.
Данная метафора — огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности: каким я вижу себя, как оцениваю, как чувствую себя в данный момент, какими силами располагаю.
Упражнение-приветствие «Здравствуйте! Я делюсь с вами…»
Участники, стоя в кругу, по очереди произносят и дополняют фразу «Здравствуйте! Я делюсь с вами… (хорошим настроением, радостью, оптимизмом и т. п.)».
Игра «Самый особенный»
Каждый педагог рассказывает, чем он отличается от других. Например, первый участник говорит: «Я мечтаю принять участие в экспедиции на Марс». Если из присутствующих никто не скажет «Я тоже», дайте этому участнику камешек марблс, он продолжает игру — называет следующую свою особенность. Если в группе есть педагог, у которого такая же мечта, ход переходит к нему. В конце игры подсчитайте количество баллов (камешков марблс).
Примечание. Игра поможет снять барьеры, скованность, повысить самооценку, уверенность педагогов в себе, создать позитивную атмосферу.
Слово педагога-психолога: С деревом у нас связано множество ассоциаций — древо жизни, генеалогическое дерево, новогодняя елка. Образ дерева широко представлен в литературных, песенных, поэтических образах, сопровождающих нашу жизнь. Вспомните строчки из песен, стихов, названия фильмов, где упоминаются деревья… («У лукоморья дуб зеленый…», «Но нельзя рябине к дубу перебраться…», «Когда деревья были большими», «И на камнях растут деревья» и т. п.).
Деревья, как и люди, рождаются, растут, развиваются, переживают периоды расцвета, зрелости, увядания. Так же как и люди, они болеют, противостоят ветрам, дождям, засухам и прочим непогодам. Большинство стойко переживают жару, дожди и снегопады, однако отдельные виды нуждаются в особом уходе: их надо поливать, утеплять… А есть деревья, которые растут в суровых условиях — пробиваются сквозь асфальт, растут на камнях, в засушливой пустыне, стоят в саванах в гордом одиночестве. Деревья растут поодиночке и в группах. Даже визуально образ дерева напоминает образ человека.
Сегодня мы поработаем с набором метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека».
Упражнение «Я — такое дерево»
Инструкция педагогам: Рассмотрите карты с изображением деревьев. Выберите дерево, про которое вы сможете сказать: «Это я». Прокомментируйте свой выбор. Ответьте на вопрос: «А каким деревом вы хотели бы быть?»
Упражнение «Я садовником родился»
Цель: проанализировать свой профессиональный путь.
Инструкция педагогам: Выберите три карты, которые отражают этапы вашего профессионального становления:
• карта 1 — «Каким воспитателем я была в начале профессионального пути»;
• карта 2 — «Какой воспитатель я сейчас»;
• карта 3 — «Каким воспитателем я хочу быть».
Покажите свои карты группе, прокомментируйте свой выбор.
Коллективная работа «Портрет идеального воспитателя»
Цель: проанализировать собственные сильные и слабые стороны.
Вопросы для обсуждения:
• Какими личностными и профессиональными качествами обладает компетентный (идеальный) воспитатель?
• Что мешает вам стать таким идеальным воспитателем?
• Вспомните сложный случай из вашей педагогической деятельности — конкретного ребенка, в работе с которым вы испытывали трудности. Каким деревом вы видите его?
Упражнение «Пять хороших качеств трудного ребенка»
Педагоги называют пять хороших качеств/достоинств ребенка, о котором они вспомнили.
Педагог-психолог: Зачастую мы концентрируем свое внимание на отрицательных проявлениях и поведенческих трудностях и не замечаем положительное в трудных детях.
Вопросы для самоанализа:
• Как я влияю на рост и формирование этого ребенка и других детей?
• Как сказывается на их развитии та или иная моя черта?
• Что я должна делать в роли умного и любящего садовника? Как я укрепляю, посредством чего взращиваю растения в своем саду?
Слово педагога-психолога: Ресурсы для изменений, личностного и профессионального роста — в нас самих! Найдите ресурс в своей карте «Каким воспитателем я хочу быть» (карта № 3 из упражнения «Я садовником родился», озвучьте. Например, «Я выбрала карту с изображением красивого сильного дерева с хорошо развитой корневой системой и развесистой кроной. Хочу так же крепко стоять на ногах в своей профессии и так же, как мое ветвистое цветущее дерево, дарить радость и приносить пользу детям, родителям, коллегам. Для этого я должна повышать уровень квалификации… (использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками и родителями, учиться у более опытных коллег, научиться не бояться неудач, быть уверенной в себе и т. д.)».
Техника «Расширение рисунка»
Инструкция педагогам: Положите каждый свою карту № 3 в центре чистого листа. Продолжите изображение так, чтобы весь лист был заполнен. (Включите звуки леса.)
Примечание. Техника помогает педагогам ослабить тревогу, защиту, дает чувство контроля над ситуацией, как следствие — осознание себя в профессии растет.
Упражнение «Подарок/пожелание соседу»
Каждый педагог вслепую вытягивает из колоды позитивных карт-картинок одну карту. Исходя из картинки делает подарок (говорит комплимент, пожелание) любому участнику тренинга.
Рефлексия
Педагоги продолжают предложения:
• Главная мысль нашей встречи — …
• Настроение нашей встречи — …
• Слово нашей встречи — …
• Итог нашей встречи — …