Юлия Юрьевна Солод
Тренинг для педагогов «Психологическое кафе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад «Золушка»
Подготовила и провела: педагог-психолог
Солод Юлия Юрьевна
Тренинг для педагогов «Психологическое кафе»
Цель:формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
Публикация «Тренинг для педагогов „Психологическое кафе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Задачи:
• способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
• повысить групповую сплоченность;
• снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
• улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Продолжительность 1 час 30 мин.
Оборудование:листы бумаги А4, цветные карандаши; цветная бумага, ножницы, клей, ватман; рыбки, 2 удочки с магнитами, 2 обруча; карточки с темами противоположных по смыслу песен; картинки ангелочков; музыка для упражнений; чай, конфеты.
Ход тренинга
Педагог-психолог :
Приветствие «Мы вместе»
Цель: сплочение, настрой на совместную работу, определение задач тренинга.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.
Добрый день! Я рада приветствовать вас на открытии нашего психологического кафе! Замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.
Предлагаю обсудить правила отдыха в психологическом кафе и ознакомиться с меню.
Правилаотдыха в психологическом кафе :
• Доверительный стиль общения (обращение друг к другу по имени, что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
• Общение по принципу «здесь и сейчас» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
• Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»).
• Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, в противном случае ничего не говорить; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
• Активность.
• Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
• Уважение к говорящему.
• Недопустимость непосредственных оценок человека.
Меню
Закуски
• Упражнение «Поздороваемся по-разному»
• Упражнение «Цветок в ладошках»
• Творческое задание «Цветочная поляна»
Развлекательная программа
• Игра «Веселая рыбалка»
• Песенный конкурс «Противоположности»
Горячие блюда
• Упражнение «Пирог»
• Упражнение «Автопортрет»
• Упражнение «Я отдыхаю»
Десерт
• Подарок «Ангел-хранитель»
• Чайная церемония
• Книга отзывов и предложений
Педагог-психолог :Итак, советую вам начать с «Закусок». Давайте поздороваемся друг с другом. Я прошу вас встать в два круга внутренний и внешний – передвигаться вы будете по часовой стрелке.
Упражнение «Поздороваемся по-разному»
Цель: снятие напряженности, двигательных зажимов, расширение ролевого и гендерного репертуара.
Участники встают в два круга. Внешний круг передвигается, внутренний стоит на месте. Предлагается приветствовать друг друга разными способами, используя пантомимику, пластику тела, жесты, танцевальные движения.
Поздороваемся:
- как Золушка с принцем на балу;
- как королева Марго с Людовиком 14;
- как Амазонка с дикарем;
- как балерина с оловянным солдатиком;
- как Маргарет Тэтчер с главами правительств;
- как современная женщина со своим мужем.
Обсуждение: В кого было труднее (легче) перевоплотиться? Почему?
Упражнение «Цветок в ладонях»
Цель: сброс внутреннего напряжения, укрепление самооценки и уверенности в себе.
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
Педагог-психолог : «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Приглядитесь, это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок на ваших ладонях, он прекрасен - цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне. У кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все прекрасны, цветы нашего детства. Когда вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладони,это вам поможет почувствовать себя вновь маленьким, наивным, счастливым ребенком, а он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться».
Обсуждение ощущений, испытанных участниками.
Творческое задание «Цветочная поляна»
Цель: укрепление самооценки и уверенности в себе, понимание уникальности каждого.
Участники сидят в кругу.
Педагог-психолог : Предлагаювизуализировать цветок детства.
Вспомните: каким он был? какие листья, стебель? Высокий или низкий? Яркий или не очень?
Теперь, после того, как все представили это – из предложенного материала попробуйте смастерить свой цветок, напишите то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми.
Всем раздается цветная бумага, карандаши, ножницы, клей.
Далее ведущий расстилает внутри круга ватман (или полотно любой ткани, желательно однотонной, представляющий поляну, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Педагог-психолог : Полюбуйтесь на нашу «цветочную поляну». Заметьте, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Посмотрите, в окружении каких разных, непохожих на других растет ваш цветок. Есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует душу каждого педагога,ведь она всегда полна прекрасными цветами.
Обсуждение:
Легко ли было выполнять упражнение?
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
Педагог-психолог :Мы переходим с вами к развлекательной программе.
Игра «Веселая рыбалка»
Цель:снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов,разогреть группу для команднойработы.
Педагоги делятся на команды, наперегонки ловят рыбу. Побеждает та команда, которая быстрей выловила всю рыбу.
Песенный конкурс «Противоположности»
Цель: улучшить эмоциональное состояние педагогов, тренироватьнавыки командной работы.
Участники делятся на 2 команды. Команды поочередно вынимают из конверта темы противоположных по смыслу песен, которые они должны исполнить.
Предлагаемые темы:
• Солнечная-дождливая
• Грустная –веселая
• Мокрая –сухая
• Встреча –разлука
• Вопрос –ответ
• Детская-взрослая
Примеры песен, исполненных участниками:
Солнечная-дождлива
«Солнечный круг, небо вокруг, это рисунок мальчишки»
«пусть падают капли, а мы веселимся! Ни капли, ни капли, дождя не боимся!
Грустная –веселая
«темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах…
«пора-пора-порадуемся на своем веку…»
«Мокрая –сухая»
«Я водяной, я водяной! Поговорил бы кто со мной…»
«Учкудук, три колодца! Защити, защити нас от солнца»
Встреча – разлука
«я встретил вас, и все былое в ожившем сердце ожило»
«мы расстаемся, чтоб встретиться вновь. Ведь остается на свете любовь»
Вопрос –ответ
«ну где же вы девчонки, девчонки?.»
«ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету»
Детская-взрослая
«Антошка, Антошка, пойдем копать картошку»
«очи черные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные
Педагог-психолог : На этом у нас все еще не заканчивается, впереди нас ждут «Горячие блюда». На горячее «пирог», только его нужно приготовить.
Упражнение «Пирог»
Цель:повысить групповую сплоченность, снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов.
Все участники делятся на 2 команды. Команды становятся вкруг и принимают участие в замешивании теста:
первый участник — «повар» («повар готов»? - ваша задача всех соединять за руки, т. е. последовательно в цепочку) – что берет повар первым делом?
второй — «чаша для теста» («чаша готова») – повар берет «чашу для теста» за руку,
третий — «мука» (сыпется в «чашу» – пальчиками массирует «чашу», «повар» соединяет,
четвертый — «яйцо» (повар «разбивает яйцо» - кулачками аккуратно стучит по спине, и «оно вливается в чашу с мукой» – гладит их, «повар соединяет»,
пятый – «молоко» («вливается в чашу с мукой и яйцом» - поглаживает всех троих, «повар» соединяет,
шестой – «соль» (немного «соли» - нежно прикасается к голове рукам «чаши, муки, яйца и молока», «повар» соединяет,
седьмой – «сахар» (посыпает все предыдущие «ингредиенты», «повар» присоединяет и «замешивает» тесто, хорошенько всех разминая.
Затем «повар» берет «начинку»и закручивает ее в «тесто» - закручивает всех в спираль.
«Тесто» отправляется в печь и там поднимается — ровно и спокойно стоит и дышит. Наконец «тесто» испеклось. Все восхищаются проделанной работой, вдыхают аромат свежеиспеченного пирога.
Упражнение «Автопортрет»
Цель: выявление своих индивидуальных особенностей, понимание и принятие себя, получение новых знаний о себе.
Участникам предлагается изобразить себя, используя карандаши. Воображение, фантазия, манера исполнения не ограничивается. Можно рисовать в полный рост, автопортрет – символ или метафора и т. д. Работы подписываются на обратной стороне. Все картины по окончании рисования рассматриваются, участники отгадывают чей это портрет и обсуждают.
- Какой портрет привлек. Почему?
- Какой характер особенности автора увидели в портрете?
- Что поразило, удивило в портрете?
- Какая это личность?
- Какой портрет самый женственный?
- Какой портрет – необычный?
- По какому портрету можно сразу узнать автора?
- Что нового узнали о себе?
Авторы портретов подтверждают или опровергают предположения участников. Можно выделить следующие изображения портрета и типы людей:
1. Эстетическое изображение (выразительные черты, лаконичность образа, легкость) – художественные способности, люди творческие, талантливые.
2. Схематическое изображение (схема тела, лица, бюста, изображение в профиль и анфас) – интеллектуалы, люди когнитивного стиля, мыслители.
3. Реалистическое изображение (тщательная прорисовка лица, волос, одежды) – аналитики, отличающиеся большой педантичностью, серьезностью.
4. Метафорическое изображение (изображение себя в виде какого-либо предмета, растения, литературного персонажа) – лица художественного склада с богатым воображением, творческими способностями, с чувством юмора.
5. Автопортрет в интерьере (в окружении предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д.) – люди склонные к сюжетному описанию, направленные на внешнее предметное окружение.
6. Эмоциональный портрет (изображение себя в каком-либо состоянии) – эмоциональные люди, склонные к рефлексии собственного состояния. Часто изображается переживаемая эмоция, противоположная той, которую испытывает (грустный рисунок улыбающегося человека).
7. Изображение позы или движения – лица, увлеченные спортом, танцами, двигательно раскрепощенные, с выразительными движениями.
Упражнение «Я отдыхаю»
Цель:расслабление, снятие напряжения.
Проводится под релаксационную музыку.
Педагог-психолог :«Садитесь удобно. Закройте глаза и постарайтесь представить необычайное путешествие. Давайте соберём чемодан в дорогу. Положим в него всё, что вам мешает: обиды, слёзы, ссоры, разочарования… Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далёк.
Давайте глубоко вдохнё м: вдох (задержать на 3 с) – выдох (подождать 3 с) – повторить 3 раза.
Свежий запах трав, аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью. Вы идёте по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеёк.
Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в этот домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам. Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, всё тело… Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть… Ваш чемодан опустел.
Вы выходите из дома. Довольные и успокоенные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Лёгкий ветерок ласкает волосы, шею, всё тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится лёгким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, добром, любовью…
Всё это богатство вы отнесёте домой и поделитесь им со своими родными, друзьями, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться – вы в психологическом кафе и вас ждут подарки от заведения»
Упражнение «Ангел-хранитель»
Цель: поддержка и настрой на жизненный успех, удачу.
Педагог-психолог : Мы предлагаем вам выбрать для себя наклейку с изображением ангелочка-ребенка (девочка или мальчик) и приклеить к своему портрету. Этот ангел будет охранять автора портрета от невзгод и неудач и вести к жизненному успеху.
Обсуждение: опишите Ваши чувства, мысли.
Педагог-психолог : Мы плавно перешли к десерту. Приглашаем вас к столу на чайную церемонию, во время которой вы можете поделиться своими впечатлениями, после чего вы можете оценить наш сервис в Книге отзывов и предложений.