Светлана Заноздрина
Тренинг для педагогов «Познаю себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне, мешающих принятию себя, снять напряжение, чувство тревоги, способствовать развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров.
Необходимые материалы:
• - листы формата А – 4 по числу участников разрезанные на пополам, простые карандаши, фломастеры, анкеты, вырезанные силуэты разноцветных сердечек.
Ход тренинга:
Участники сидят в кругу.
Педагог-психолог : Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.
Публикация «Тренинг для педагогов „Познаю себя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».
Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.
Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.
. Рефлексия «Цветное настроение»
Перед участниками лежат сердечки разного цвета.
Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент (после проведенных упражнений). Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.
Характеристики цветов:
Черный – Вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.
Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.
Красный – Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.
Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».
Зеленый – Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.
Психолог:
- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.. .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место.. . Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.. .
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
(Звучит музыка и продолжение сказки) :
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
А хотите узнать, насколько Вы добры? Я предлагаю Вам ответить на несколько вопросов?
Тест «Добрый ли вы человек?»
Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест:
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11
и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее
Вот в чем я нисколько не сомневаюсь, так это в том, что вы все добрые кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.
Коллеги, давайте поиграем в игру «Звали, зовут, будут звать …» вспомним как вас звали в детстве, в школе, зовут сейчас и будут звать в будущем.
Проведение игры.
Психолог: нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас по имени. Каждому из нас при рождении дали величественное имя. Давайте поговорим об этом подробнее.
Известно, что на Руси имя для человека значило гораздо больше, чем обычное прозвание. Согласно представлениям наших предков, для того чтобы родился человек, в тело женщины должна была вернуться душа одного из умерших сородичей. Путем гадания определяли, чья душа вернулась, и ребенку давали такое же имя. Имя и душа человека неразрывно связаны. Взрослеет душа — меняется - имя. И на протяжении всей жизни человека ведут некие силы, которые заложены в первом звуке его имени. Эти силы помогают прёодолевать трудности и распознавать источники радости, вдохновения, мудрости? Эти силы — двигатель человеческого роста.
Но в то же время имя может быть и источником опасности, ибо в первом звуке имени сокрыты и те силы, которые при неумелом обращении с ними, а. порой и невнимании к ним, могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, особое внимание к ним позволяют приобрести особенную силу.
Например, одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь познать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука — "Д", и понял, что его ведут по жизни Доброта и Доблесть, Дерзание и Долг. А особого внимания и внутренней работы требуют Дерзость, Драчливость и Дурь.
Дорогие друзья, — давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен
Имя — это не простое сочетание звуков. В нем каждый звук, каждая буква находятся на своем особом месте, ибо они образуют нечто целое, неповторимое и ценное. Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. Вот как это сделал в далекие времена уже знакомый нам принц Джумбер:
"Я — Джумбер. Я — носитель гордого и светлого имени. Его дали мне при рождении, наградив меня
Добротой,
Жизненной силой,
Умом,
Мужеством,
Богатством,
Естественностью, единством с природой,
Радостью.
Мое имя ведет меня по жизненному пути, позволяет
Достойно принимать
Жизненные уроки,
Учит быть спокойным и
Мудрым перед болезнями и войнами,
Беречь свои силы для новых дел и начинаний,
Ежедневно приумножать духовные богатства,
Рисковать обдуманно и безмятежно! Воистину, я — обладатель величественного имени!"
Итак, — какими достоинствами наградило вас ваше имя? Напишите, пожалуйста».
ПРИМЕР
Мое имя Светлана. И, как мне кажется, я
Стремлюсь к справедлиости.
Вежливая, вдумчивая и вспыльчивая.
Естественная,
Терпеливая и трудолюбивая,
Любящая,
Аккуратная,
Настойчивая и настырная,
Активная.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вы испытывали, «играя» со своим именем?
2. Что нового узнали о себе и о других благодаря этим играм?
Упражнение» Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего» Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
— дети
— работа
— муж (жена)
— Я
— друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Упр. «ЛЕГЕНДА О ЖИЗНИ»
Задумались люди: «Что называется жизнью?». Одни говорят «Это ожидание: родители ждут детей, дети ждут каникулы, праздники…».
Другие говорят «Это путешествие. Каждый день мы создаё м много путешествий: в школу, на работу, к друзьям, на отдых в лес…».
Пришли к мудрецу, чтобы он их рассудил. А он говорит «Жизнь- это путешествие в ожидании цели».
ТАК ПУСТЬ У КАЖДОГО ИЗ ВАС БУДЕТ ЦЕЛЬ! ПРИЛАГАЙТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ УСИЛИЙ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВИТЬ.