Эльмира Гафиятуллина
Тренинг для педагогов по здоровьесберегающим технологиям
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.
Задачи тренинга :
• Дать определение понятию здоровья.
• Познакомить участников тренинга с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Публикация «Тренинг для педагогов по здоровьесберегающим технологиям» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Педагог-психолог (далее П. -П.) : Добрый день, уважаемые педагоги! Мы хотели бы Вам предложить принять участие в тренинге по использованию здоровьесберегающих технологий в вашей работе с детьми и в коллективе ДОУ.
Я предлагаю начать нашу встречу со знакомства. А самое основное занятие в ДОУ, какое? Игра, вот и мы с вами поиграем и познакомимся поближе. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т. д.
П. -П. : Итак, мы с вами познакомились, и все наше дальнейшее общение будет построено на игровых упражнениях.
Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека). Предлагаю Вам, нарисовать воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
П. -П. : Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить ощущать здоровье, ценить его, быть здоровыми. Ведь именно из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Музыкальный руководитель (далее - М. р.) : Я предлагаю Вам начать наш путь к здоровью с положительного эмоционального настроя, и принять участие в музыкальном приветствии - валеологической песенки с элементами самомассажа.
Доброе утро!
(разводят руки в стороны с жестом приветствия с наклоном вперёд)
Улыбнись скорее (пружинка с поворотом вправо влево друг к другу)
Доброе утро! (разводят руки в стороны с жестом приветствия с наклоном вперёд)
Будет веселее (хлопают в ладоши).
Мы погладим лобик, щёчки (выполняют движения по тексту)
Разотрём ладошки (выполняют движения по тексту)
Ушки тоже мы потрём (выполняют движения по тексту)
И здоровье сбережём! (знак класс)
Улыбнёмся снова. (Пружинка)
Будем все здоровы! (разводят руки в стороны с жестом приветствия с наклоном вперёд).
Чтобы горло не болело, мы погладим его смело.
Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
Указательными пальцами растирать крылья носа
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком
Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны
Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело
Разжать указательные и средние пальцы, растирать пальцами точки за и перед ушами
Знаем, знаем – да-да-да! Нам простуда не страшна.
Потирать ладони друг о друга.
П. -П. : Дыхание - это жизнь, а правильное дыхание - это долгая жизнь! Дыхательная гимнастика - играет важную роль в системе оздоровления дошкольников, ведь ослабленное дыхание не даёт возможности ребёнку правильно строить предложения, проговаривать фразы и даже петь. Не менее полезна дыхательная гимнастика и взрослому человеку, в нашем случае воспитателю. При правильном дыхании организм насыщается кислородом, улучшается кровообращение, улучшается здоровье. В нашем детском саду мы используем дыхательную гимнастику Александры Николаевны Стрельниковой. Она очень проста в исполнении и запоминании и самое главное очень эффективна в лечении и профилактике заболеваний дыхательной системы. Вы уже видели на занятиях, что дети с удовольствием выполняют упражнения. Мы проводим занятия с нашими педагогами и работниками в детском саду. И предлагаем сейчас с нами разучить несколько упражнений, а полный вариант гимнастики вы сможете найти в интернете.
М. р. : Основное упражнение по методике А. Н. Стрельниковой-
активный громкий короткий вдох, как хлопок в ладоши - через нос,
пассивный свободный выдох - через рот, нос.
1.«Ладошки» И. П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки. Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.
Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.
2. «Погончики» И. П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и. п. Выше пояса кисти не поднимать.
Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.
3. «Насос» («Накачивание шины"). И. П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! «Накачивать шину» надо в темпо ритме строевого шага.
Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.
Ограничения: низко не кланяйтесь. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха (пассивно) через рот, но не открывайте его широко
Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.
4. «Кошка» И. П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
Упражнение «Кошка» можно делать сидя и лежа (в тяжелом состоянии).
5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И. П. встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».
Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лежа.
Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца (ИБС, врожденными пороками, перенесенным инфарктом - в первую неделю тренировок не делать упражнение "Обними плечи". Начинать его нужно со второй недели вместе с другими упражнениями гимнастики Стрельниковой. В тяжелом состоянии надо делать не по 8 вдохов-движений, а по 4 или даже по 2, затем отдых 3-5 секунд и снова 2 или 4 вдоха-движения.
Женщинам, начиная с шестого месяца беременности в упражнении «Обними плечи» голову назад не откидывать, выполнять упражнение только руками, стоя ровно и смотря прямо перед собой.
6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И. П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице наклон назад - руки обнимают плечи - и тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох.
Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя.
Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника и смещениях межпозвонковых дисков, упражнение «Большой маятник» делайте, ограничивая движения: слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при наклоне назад.
7. «Повороты головы». И. П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный, короткий вдох с правой стороны. Затем поверните голову влево – «шмыгните» носом с левой стороны. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть.
Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.
8. «Ушки». И. П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный, короткий вдох. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Смотреть надо прямо перед собой.
Помните! Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот).
9. «Маятник головой». И. П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдох (он должен уходить через рот, не видно и не слышно, в крайнем случае - тоже через нос).
Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника - не делайте резких движений головой в упражнениях - «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой». Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно «шмыгайте» носом. Делайте эти упражнения, сидя, а «Повороты головы» и «Ушки» можно даже лежа.
10. «Перекаты».
А. И. П. левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге, нога прямая, корпус тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается, одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой, и тоже на ней присядьте, одновременно резко «шмыгая» носом (левая нога на носке, для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу.
Помните:
1) приседание и вдох делаются строго одновременно.
2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем.
3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.
Б. И. П. правая нога впереди, левая сзади. Повторите упражнение с другой ноги.
Упражнение «Перекаты» можно делать только стоя.
11. «Шаги».
А. «Передний шаг». И. П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент сделайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновение принять и. п. Затем поднимите правую ногу, согнутую в колене, а на левой слегка присядьте, и шумно «шмыгните» носом. Надо обязательно слегка присесть, тогда другая нога легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.
Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена, делать легкое встречное движение кистей рук на уровне пояса.
Упражнение «Передний шаг» можно делать стоя, сидя и даже лежа.
Ограничения: при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (ИБС, врожденные пороки, перенесенный инфаркт) не рекомендуется высоко (до уровня живота) поднимать ноги. При травмах ног и тромбофлебите, это упражнение выполнять только сидя и даже лежа (на спине, очень осторожно, чуть-чуть поднимая колено вверх при шумном вдохе. Пауза - 3-4 секунды после каждых 8 вдохов-движений, можно продлить до 10 секунд.
При тромбофлебите обязательно проконсультируйтесь с хирургом!
При мочекаменной болезни и при беременности (начиная с 6-го месяца) в упражнении «Передний шаг» высоко колени не поднимать!
Б. «Задний шаг». И. П. то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно «шмыгните» носом. Затем обе ноги на одно мгновение верните в и. п. - выдох сделан. После этого отводите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте легкое танцевальное приседание.
Это упражнение делается только стоя.
Помните! Вдохи и движения делаются строго одновременно.
М. р. : Следующее игровое упражнение поможет Вам в решении профессиональной проблемы сохранения голосовых связок. В работе с детьми это упражнение поможет подготовить голосовой аппарат ребёнка к пению.
Звучит «Утро» Э. Грига
Упражнение на развитие интоннационности «Ранним утром»
Ранним утром на рассвете речь
шур-шур-шур, шур-шур-шур, шепотом, потирая ладошки
То ли аист, то ли ветер речь
шур-шур-шур, шур-шур-шур. Шепотом, потирая ладошки
Пролетел среди берёз
а-АААААА, от низкого к высокому
Новость свежую принёс
А-А-А-ааааа от высокого к низкому
И по лесу слухи, слухи
Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля высоким голосом
Полетели словно мухи
Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля высоким голосом
Покатился лесом гул
Гу-гу-гу низким голосом
То спросонок лес вздохнул
Фу-у-у, Фу-у-у глубокие выдохи
И посыпалась роса светлым, радостным голосом
Динь, динь, динь!
Динь, динь, динь!
Зазвучали голоса
А-а-а-а! все тянут на одном выдохе любой звук
Звучит спокойная мелодия.
Проводится релаксационное упражнение «Подари нежные ощущения».
П. -П. : А сейчас мы хотим предложить Вам еще один путь к здоровью - это релаксация. Все мы знаем, что релаксация – это расслабление. Но сама по себе релаксация имеет очень широкий спектр показаний и при правильном применении способна оказать мощный исцеляющий эффект как на душу, так и на тело. Найдите, пожалуйста, себе пару и образуйте два круга. Стоящие во внутреннем круге закрывают глаза и протягивают вперед руки ладонями вверх. Стоящие во внешнем круге переходят от человека к человеку и дарят нежные прикосновения. Затем, стоящие меняются местами. В заключении, разговор об ощущениях и эмоциях.
Оформление дерева настроений.
Уважаемые коллеги! Мы очень надеемся, что время, проведенное с нами, подарило Вам не только знания для вашей педагогической деятельности, но и ощущение здоровья. Мы желаем Вам успехов и всего самого доброго! Надеемся, что в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы использования здоровьесберегающих технологий. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения!