юлия толкачева
Тренинг для педагогов на профилактику стрессовых ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов
на профилактику стрессовых ситуаций
ХОД ТРЕНИНГА
1. Организационный момент:
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада, что вы сегодня собрались здесь в нашем детском саду. Для того чтобы вместе интересно провести время, узнать о себе и своих коллегах что-то новое, избавиться от негативных переживаний, мыслей. Прежде чем вместе начать наше занятие, я предлагаю вам поближе познакомиться друг с другом и выполнить упражнение.
Упражнение «Никто не знает, что я….»
Педагог: Сейчас мы будем передавать мячик по кругу, каждый, у кого в руках окажется мячик, должен сказать свое имя и произнести фразу «Никто не знает, что я…», затем фраза меняется в обратном порядке «Все знают, что я…».
Педагог: С помощью упражнения мы с вами познакомились и узнали много интересных моментов из жизни друг друга.
2. Основной часть:
Педагог: Сегодня я хочу провести для вас тренинговое занятие на профилактику стрессовых ситуаций. Профилактика стресса — это важное условие для сохранения эмоционального здоровья. Не секрет, что профессия педагога относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций.
- Так что же такое стресс?
Упражнение «Мой стресс»
Педагог: У каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать рисунок, который называется «Мой стресс». На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Я не хочу вас наталкивать на какие-либо идеи – это ваш произвольный рисунок. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать.
Обсуждение полученных результатов: Кто желает сделать презентацию своей работы? Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?
Что такое стресс? Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя.
Стресс - это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на воздействие неблагоприятных факторов.
Итак, стрессы это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. И для этого нам необходимо научиться регулировать свое состояние, успокаиваться, снимать избыточное напряжение, то есть научиться навыкам саморегуляции. Сейчас я предлагаю вам несколько упражнений, которые вы можете использовать в повседневной жизни.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Ластик»
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Упражнение «Сосулька» (Мороженое)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.
Упражнение «Моечная машина»
Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.
Педагоги становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедшие «мойку» становятся «сушилкой», сначала шеренги идет следующая «машина».
Упражнение «Мусорная корзина»
Цель: избавление от негативных эмоций.
Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина.
Психолог обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.
Упражнение «Дорисуй и передай»
Цель: снятие психофизического напряжения.
Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.
Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?»
Анализ: Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Бумажные мячики».
Чтобы у нас не копились отрицательные эмоции, их необходимо отреагировать. В этом нам поможет игра бумажные мячики. Разделиться на 2 команды. Смять из газет бумажные шарики. Команды располагаются на расстоянии 4 метров друг от друга. Под веселую музыку все начинают перебрасывать свои мячи на другую сторону. Задача каждой команды. чтобы на их стороне не оказалось мячей, когда закончится музыка.
Упражнение «Пишущая машинка».
Цель: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность.
Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.
Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.
Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.
А напечатаем мы фразу: «Здоровье – дороже золота» Уильям Шекспир.
3. Заключительная часть.
Педагог: У каждого есть свои способы профилактики и преодоления стресса, снятия напряжения и расслабления. Я хочу дать вам некоторые советы, которые помогут вам преодолеть стресс. Попробуйте разные способы и подберите наиболее подходящий для себя вариант снятия напряжения (или несколько вариантов).
Советы о преодолении стресса всем участникам тренинга.
1. Регулярно высыпайтесь
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее
3. Больше гуляйте на свежем воздухе
4. Составляйте список дел на сегодня
5. Ставьте перед собой только реальные цели
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя
7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти, когда чувствуете напряжение
10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности
12. Знайте подъёмы и спады своего настроения
13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя
14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо
15. Не старайтесь угодить всем – это нереально
16. Помните, что Вы не одиноки
17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния
18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки
20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа
Педагог: В любом случае помните: стресс — это нормально, это часть нашего повседневного опыта. То, что переживаете вы — пережили уже очень многие люди. А значит, нужно всегда помнить: «У меня все будет здорово! Я все могу!»
Упражнение «До следующей встречи!»
Педагог: У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Сейчас Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне, дарить свои пожелания участникам группы.
Педагог: Спасибо всем за активное участие в тренинге! Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь! Верьте в себя, свои силы и возможности!