Юлия Юрьевна Солод
Тренинг для педагогов «Мои ресурсы»
▼ Скачать
Цель: развитие умения находить ресурсы для достижения позитивных жизненных целей в будущем.
Задачи:
- развитие способности к осознанию своих положительных качеств;
- повышение уверенности и собственной ответственности в достижении жизненных целей;
- развитие наблюдательности, эмпатии, способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.
Материал: листы, ручки (по количеству участников, МАК «Источник», цветные карандаши, бланки.
Ход тренинга:
1. Обсуждение с группой правил тренинга
1. Единая форма обращения друг к другу на «ТЫ» (по имени).
Публикация «Тренинг для педагогов „Мои ресурсы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Общение по принципу «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС».
3. Конфиденциальность всего происходящего.
4. «Я-высказывания».
5. Безоценочность. Недопустимость перехода «на личности».
6. Правило «СТОП».
7. Активность.
8. Телефоны на беззвучном режиме.
9. Группа может вносить еще правила.
10. Нет хороших и плохих чувств. Все, что возникает важно!
2. Что такое ресурсы?
Ассоциации со словом ресурсы.
Какие ресурсы бывают?
Откуда их можно брать?
Как их восполнять?
3. Тест «Волшебная страна чувств» (Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева)
Цель: исследование психоэмоционального состояния.
Инвентарь: цветные карандаши (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный, заготовки карты волшебной страны.
Время работы: 10 мин.
Основная часть.
Инструкция к действию:
Перед каждым участником раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.
Участникам зачитывается следующий текст.
Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом.
Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда - всю краску унес ветер.
Инструкция: У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте их домики.
Спасибо, вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои дома. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только вы, как человек, восстановивший страну, можете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли вам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.
Обработка результатов
Символически силуэт делится на 5 зон:
• голова и шея - символизируют ментальную деятельность;
• туловище до линии талии, исключая руки - символизируют эмоциональную деятельность;
• руки - символизируют коммуникативные функции;
• тазобедренная область - символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;
• ноги - символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «заземления» негативных переживаний.
Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние.
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.
Выводы: методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной техникой направленной на выброс негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения.
Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.
4. Упражнение «Что я нового для себя открою».
Цель: выявление и конкретизация способов восполнения внутренних ресурсов.
Ведущий предлагает участникам разделиться на команды, каждая из которых будет на листе А3 схематично изображать свои способы восполнения внутренних сил.
Инструкция: Сейчас мы поделимся на команды, каждая из которых получит по большому листу бумаги и по набору изобразительных средств. Задача каждой команды в течении 10 минут изобразить способы, которые вам помогают восполнить свои внутренние силы. После каждая команда будет иметь возможность представить свои варианты.
Ведущий может записывать варианты на доску (флипчарт).
5. Техника с МАК «Источник»
6. Упражнение «Ладошка»
Цель: повышение самооценки, развитие умения находить в других людях положительные качества.
Содержание.
На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравиться в себе самом. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все участники благодарят друг друга. По окончанию можно обсудить полученные результаты, впечатления от проведения упражнения.
7. Рефлексия