Анна Савчук
Тренинг для педагогов «Как быть уверенным педагогом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения.
Задачи:
1) гармонизация отношений;
2) углубление процесса самопознания;
3) познание себя при помощи группы;
4) отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
Ознакомление с темой тренинга, его целями, режимом работы.
Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выбранные правила на листе ватмана.
Публикация «Тренинг для педагогов „Как быть уверенным педагогом“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
— Говорить от своего лица.
— Говорить о происходящем здесь и сейчас.
— Избегать оценок.
— Все активны.
— Слушать, не перебивая.
— Конфиденциальность.
— Право на личное мнение.
— Ко всем обращаться по имени.
Педагог-психолог : Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, — выразить друг другу радость встречи.
Данный тренинг носит ознакомительный характер и направлен, в большей степени, на формирование представлений о таком компоненте личности, как уверенность в себе. На нашем тренинге мы попытаемся разобраться, что за феномен уверенность в себе; какие составляющие входят в его структуру и какими же правами, как личности, обладаем мы для того, чтобы поверить в себя и сделать нашу жизнь чуточку счастливее.
Информационный блок
Развитие уверенности в себе начинается с
устранения демона, который называется страх;
этот демон сидит у человека на плече и
нашё птывает ему: «Ты не сможешь это сделать.»
Н. Хилл. Закон успеха
Психолог. Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением, либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков, либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.
Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей
Психолог: назовите характеристики уверенного в себе человека.
говорят громко, но не кричат;
часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами;
всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную;
умеют держать паузу в разговоре;
редко перебивают партнеров;
способны ясно и четко выражать свои мысли;
говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием;
часто используют местоимение «Я»;
не боятся выражения личного мнения;
редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения.
Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т. е. во взаимодействии с социальным окружением.
Сегодня мы отработаем такой навык как «Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов».
Приветствие.
1. Упражнение «Племя бумба-юмба»
Психолог. Мы с вами попали в племя бумба-юмба. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени. По сигналу — один хлопок в ладоши — мы должны дотронуться локтями, по сигналу — два хлопка в ладоши — потереться спинками, по сигналу — три хлопка в ладоши- потереться плечами.
Рефлексия: какие чувства вы испытывали?
2. Упражнение «Хвасталки»
— Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.
— Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек, которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».
Вопросы:
• легко ли было говорить о своих успехах;
• узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
• легко ли было радоваться вместе с другими;
• как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.
3. Упражнение «Нападающий и защищающийся»
Цель: Это упражнение служит введением в понятие «противоположности».
Упражнение помогает сознавать конфликтные стороны личности и получить опыт активной борьбы с кем-либо.
Участники группы делятся на 2 группы по принципу 1, 2.
Первые встают во внешний круг, а вторые – во внутренний.
Внутренний круг поворачивается лицом во внешний и становятся напротив друг друга, для того чтобы вести диалог. Внутренний круг – нападающие. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, говорит громко, то есть «нападает». Внешний – защищающийся. Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, старается угодить, говорит вкрадчиво, тихо, то есть «защищается».
1 ситуация – ребенок пришел в сад не здоровым (кашляет, насморк)
Нападающие – родители, защищающиеся – педагоги.
Через пять минут участники меняются ролями. Каждый должен полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и манипулирующую пассивность «защищающегося».
2 ситуация – возникла производственная необходимость, нужно выйти заменить воспитателя.
Нападающий – тот, которому нужна смена. Защищающий – кого просят выйти на смену.
4. Упражнение «Без маски»
Психолог. Мы уже убедились, что в данной группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет быть первым?
Содержание карточек:
1. «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня.»
2. «Мне очень трудно забыть, но я.»
3. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это.»
4. «Мне бывает скучно, когда я.»
5. «Особенно меня раздражает то, что я.»
6. «Мне особенно приятно, когда меня.»
7. «Иногда люди не понимают меня, потому что я.»
8. «Верно, что я еще.»
9. «Думаю, что самое важное для меня.»
10. «Мои друзья редко.»
11. «Я горжусь тем, что.»
12. «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности.»
13. «У меня возникает чувство сомнения, когда.»
14. «Я заслуживаю того.»
15. «Я абсолютно уверенна, что.»
16. «Я пока не научилась.»
17. " Я всегда хочу быть. "
18. «Я всегда радуюсь.»
19. «Я стремлюсь к тому.»
5. Упражнение «Базар»
Каждый участник может «продать» какое-то свое качество, разрекламировав его и взяв взамен у коллег то, которое ему нужно.
6. Упражнение «Мое отражение»
Психолог. Поиграем в игру, которая поможет нам выявить наше отношение к самим себе. Задача каждого — внимательно посмотреть на себя в зеркало и попытаться воспринять себя несколько отстраненно, как если бы он видел не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло его внимание. Сосредоточенно изучите этого человека, а затем попытайтесь ответить на следующие вопросы:
— Что привлекательного вы видите в этом человеке?
— За что его можно любить?
— Что в нем вызывает уважение, а может быть, восхищение?
Постарайтесь быть предельно честными. Это потребует от вас известной доли мужества.
Рефлексия
— Что вы испытывали при выполнении этого упражнения?
— Кто испытывал сильное сопротивление и так и не смог сказать в свой адрес ничего хорошего? (Это сигнал для серьезных раздумий о себе и о своей жизни.)
7. Упражнение «Я в тебе уверен»
Психолог. Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь знакомы.
Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты.» Например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты никогда не скажешь обо мне плохо». Еще рая подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.
Рефлексия
— Что вы чувствуете сейчас?
— Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?
— Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?
8. Упражнение «Сон героя» (Звучит музыка)
Психолог. Мы долго играли и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Ваши руки совершенно спокойно лежат на коленях. Ваши ступни стоят на полу и расслаблены. Ваши руки и ноги становятся спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Ваше тело отдыхает.
Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет.
Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет.
Где вы живете.
Что вы делаете.
Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами?.
Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится мой дружеский голос. Можно разобрать отдельные фразы: «Ты замечательная. Мы тебя любим. У тебя все получится.»
Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон.
(Пауза 1 минута.)
Теперь вы чувствуете, что настало время возвращаться сюда к нам.
Когда я досчитаю до трех, вы проснетесь и будете бодры и уверенны. Постарайтесь запомнить все, что увидели о самом себе. Раз — два — три.
Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и напишите, какими вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого? (10 минут.)
Рефлексия
— Довольны ли вы увиденным образом будущего?
— Что понравилось больше всего?
— Было ли что-то, что не понравилось?
— Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?
9. Упражнение «Профессиональное будущее»
Цель: формирование профессиональной мотивации
Ведущий: Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память
Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.
Монета — повышение зарплаты;
Ключик — без труда найдете подход к родителям и детям;
Перо — обобщение опыта;
Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств;
Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности;
Конфета — установка на профессиональные перспективы;
Краски — активная профессиональная позиция;
Кристальный цветок — стойкое психологическое здоровье.
Заключительная часть: Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.