Тирон Елена
Тренинг для педагогов ДОУ «Психологическое здоровье педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов ДОУ
"Психологическое здоровье педагогов"
1. Введение
1.1 Мысли и чувства
2. Практическая часть
2.1 Работа с эмоциями
2.2 Управление эмоциями
2.3 Формирование позитивного самовосприятия
3. Критерии психологического здоровья
1. Введение
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Психологическое здоровье педагогов“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Педагог оказывает на своих воспитанников не только обучающее влияние, он воздействует на них своей личностью, эмоциональностью, получая от них соответствующий отклик, связанный с их индивидуально - личностными особенностями и эмоциональным состоянием в каждый конкретный момент времени. Эмоции,- считает Э. Шостром,- это средства, с помощью которых мы осуществляем контакт друг с другом. Человек никогда не сможет иметь истинных и длительных отношений с другими людьми и никогда не сможет полюбить, если он не способен распознавать и выражать свои чувства. Только тогда, когда мы способны показать, что мы гневаемся или боимся, обижаемся или доверяем друг другу, когда мы умеем, открыто говорить о них, только тогда мы сможем построить эффективное взаимодействие с другими людьми. В нашем обществе очень мало внимания уделяется эмоциональной стороне жизни, особенно способам конструктивного выражения негативных чувств. Часто, когда спрашивают человека о том, что он чувствует, он начинает говорить о том, что думает. Разделение мыслей и чувств, умение правильно оценивать характер и степень выраженности чувств очень важно для педагога в процессе взаимодействия, как с воспитанниками, так и с коллегами.
1.1 Мысли и чувства
Мысли - это явления, которые относятся к сфере мышления, к ним относят память (воспоминания, представления о ком-то или о чём-то); оценивание, которое означает выбор отношения к тому или иному предмету или действию, которое мы делаем в уме; рассуждение - связано с решением проблемы, задачи, с изучением новых явлений.
Примеры мыслей:
-Подготовлен ли я к занятию?
- Хорошо ли я поступил?
- Стоит ли мне пойти на курсы?
- Я понял, какая методика мне подходит более всего. и т. д. Чувства (эмоции)- это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. По словам известного психолога А. Н. Леонтьева, “эмоции играют роль внутренних сигналов”, несут информацию о событиях нашей жизни. Эмоции есть производное от характера (степени, глубины, модальности) взаимодействия (контакта) человека с другими людьми в процессе общения.
1.2 Работа с таблицей эмоцией
Эмоции могут быть слабыми, средними и сильными по степени их проявления. Одна и та же ситуация может вызвать и слабые, и сильные чувства. Иногда, когда мы испытываем очень сильные эмоции, мы не в состоянии их контролировать, и совершаем поступки, о которых впоследствии сожалеем. Например, ваш знакомый взял взаймы у вас ценную вещь и сломал её. Вы можете огорчиться (слабое чувство, рассердиться (среднее чувство) или прийти в ярость (сильное чувство).Вместо того чтобы в ярости кричать на вашего знакомого, что в данной ситуации бесполезно и лишь испортит ваши отношения, вы можете выбрать более спокойный тон и сказать ему, что вы огорчены, и что он должен починить вашу вещь.
2. Практическая часть
2.1 Работа с эмоциями
а) Упражнение “Угадай эмоцию”
Цель: Развитие умения распознавать эмоции окружающих.
Участники тренинга разбиваются на 5 групп.
Каждая группа получает карточку с изображением одной из эмоций:
• Удивление,
• Гнев,
• Радость,
• Страх,
• Печаль
Участники группы договариваются о том, какие степени выраженности эмоций будет изображать каждый из них. Затем группы по очереди демонстрируют свои эмоции, а остальные угадывают их.
б) Упражнение: “Тренируем эмоции”
Цель:развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Ведущий предлагает:
1. Нахмуриться как:
- осенняя туча
- рассерженный человек
2. Позлиться как:
- голодный волк
- ребенок, у которого отняли мяч
- два барана на мосту
- злая волшебница
3. Испугаться как:
- заяц, увидевший волка
- птенец, упавший из гнезда
- кот, на которого лает злая собака
4. Улыбнуться как:
- кот на солнышке
- само солнце
- хитрая лиса
- будто ты увидел чудо
2.2 Управление эмоциями
Прием “Зато я. ”
Цель:Сохранение эмоционального равновесия, упражнение на релаксацию, нейтрализация негативных эмоций.
Вспомните, какие отрицательные эмоции вы испытали недавно, в какие неприятные ситуации попадали. Мысленно проговорите свои переживания, добавляя “зато я. ” (хороший человек, любящая мать, умею хорошо готовить, справляюсь со многими делами и т. п.)
2.3 Формирование позитивного самовоспитания
Упражнение “Дерево талантов”
Цель:формирование позитивного восприятия собственной личности.
Участникам тренинга раздаются листочки цветной бумаги, на которых они пишут свои таланты. Это могут быть хорошие качества, умение что-то делать, хорошие поступки и т. д.). Листочки с “талантами” прикрепляются к “дереву талантов”, нарисованному на листе ватмана.
Критерии психологического здоровья
1. Интерес к самому себе
На чужом несчастье своего счастья не построить.
Осчастливив другого человека, можно и для себя счастье построить.
2. Общественный интерес
Как ты относишься к окружающим, так и окружающие относятся к тебе.
Уютные отношения - счастливая жизнь
3. Самоуправление (самоконтроль)
Управляй своими желаниями, иначе придется способствовать процессам пищеварения твоих недругов.
4. Высокая фрустрационная устойчивость
Правом на ошибку обладает каждый пингвин.
Смотри без осуждения на дела свои.
Критика должна быть конструктивна и давать повод для улучшения твоих достижений.
5. Гибкость
Гибкий позвоночник гарантирует долгие годы спокойной жизни.
6. Принятие неопределенности
Никогда не знаешь, кто тебя раздавит, или что случится с тем местом, куда ты ползешь.
7. Ориентация на творческие планы
Творчество - это не только гарантия психического здоровья, но и смысл человеческой жизни.
8. Научное мышление
Чтобы меньше работать руками, нужно больше думать головой.
9. Принятие самого себя
Люби себя таким, какой ты есть.
Ищи радости в жизни, познавай любовь и будешь счастливым человеком.
10. Риск
Кто не рискует, тот дружит с неудачей
11. Длительный гедонизм
Хочешь завтра хорошо жить, работай сегодня, но не забывай себя хорошо кормить.
12. Нон – утопизм
Жизнь не может быть только белой или черной. Она серая, так как сочетает в себе и то и другое.
13. Ответственность за свои эмоциональные нарушения
Гусь много думал, а попал на стол с яблоками. Сделал плохо, так будь хотя бы вкусным, когда тебя едят. Всё равно же подавятся!
Использованная литература:
1. «Справочник педагога-психолога. Детский сад». 16.02. 2013 Автор:Каташова Е. Д