ксения мартынова
Тренинг для педагогов ДОУ «Профессиональный и личностный рост педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой тренинг «Профессиональный и личностный рост педагога»
Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.
Задачи:
1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.
2. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.
Тренинг рассчитан на работу группы из 15-20 человек.
Участники: педагоги детского сада.
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Профессиональный и личностный рост педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Продолжительность – 1.5 ч.
Ведущий: «В том, как мы, педагоги, говорим, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много и профессионального, и личного, нельзя развести эти аспекты. Изучение своих личностных особенностей - мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить деятельность и общение с детьми и взрослыми, максимально используя свои личные достоинства и возможности, нивелируя недостатки.
Почему одного педагога любят дети, а другого нет? И теорию он знает великолепно, и педагогическими приемами отлично владеет, и передовые технологии применяет на практике… А нет взаимной симпатии с воспитанниками, и все! В чем тут дело? На этот вопрос ответить не так уж сложно. Педагоги тоже люди, со своим характером, своими привычками, воспитанностью, идеалами. Да, педагог обязан быть сам и умным, и воспитанным, и порядочным, и патриотичным… Но должен – не значит есть. Поэтому тот, кто попал в эту профессию не случайно, а по призванию души, понимает, что необходимо постоянно заботиться о развитии своей личности.
В педагогической профессии очень трудно развести профессиональный и личностный рост педагога. Ведь можно быть мастером своего дела, а все-таки не добиться успеха. Что же заложено в этом понятии? Личностный рост педагога – это, прежде всего, его активность, желание изменить себя, обогатить свои духовные потребности, совершенствовать свои творческие способности.
Самое первое необходимое условие для изменения себя, для саморазвития, самосовершенствования – это желание. Если оно есть, полдела уже сделано. С чего начать? Думается, надо проанализировать свое поведение, переосмыслить свои жизненные позиции. Подумать, какие качества личности необходимы хорошему учителю.
Безусловно, эмпатия (способность к пониманию других людей, к состраданию, соучастию). Как в ней нуждаются ученики! Есть это? Прекрасно! Нет? Уже хорошо, что наступил момент осознания этого! Значит, не все потеряно: будете теперь больше присматриваться к окружающим, прислушиваться к их проблемам и стремиться прийти на помощь. Искренность в проявлении своих чувств, открытость, умение уважать собеседника, умение выслушать до конца – вот те качества, которые важно развивать в себе.
Еще над чем еще стоит работать – это неустанное обогащение своего духовного мира. Педагог, не только разбирающийся в искусстве, но и глубоко понимающий его, чувствующий красоту живописи, очарование музыки, умеющий наслаждаться великой классической литературой и природой – вот какой требуется человек, работающий с нашим будущим.
Умение не просто давать какие-то знания ребенку, а способность создать условия для того, чтобы ребенок самостоятельно обнаружил новое, совершил открытие – это веление времени. И этому тоже надо учиться педагогу, развивать в себе необходимые качества.
Обладание прочными профессиональными знаниями, умение идти в ногу со временем, овладение новым и интересным в области науки и техники, занятия исследовательской деятельностью, несмотря на загруженность… Это все тоже необходимо для личностного роста педагога. А еще дети ценят в педагоге чувство юмора, личное обаяние, корректность и тактичность.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ (вывешены на плакате) и зачитываются перед началом занятия:
1. Отключите мобильный телефон.
2. Позвольте себе быть свободным!
3. Доброжелательные интонации и отношение ко всем.
4. Все внимание на говорящего.
5. Во всем ищите и находите позитив.
6. Получите удовольствие!
1. Упражнение «Приветствие».
Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барьеров общения.
Задание: приветствие участников тренинга оформить в виде пожелания.
Инструкция: сегодняшнее занятие начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Следим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кругу, и тогда ваше приветствие будет относиться к соседу.
Анализ упражнения:
1. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание.
2. Какие состояния появлялись у вас, когда к вам обращались с пожеланиями на день?
3. Какие трудности возникли у вас во время выполнения задания?
2. Игра-активатор «Друг к дружке»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.
Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.
• Правая рука к правой руке!
• Левая рука к левой руке!
• Спина к спине!
• Друг к дружке!
• Бедро к бедру!
• Ладошка к ладошке!
• Пятка к пятке!
• Друг к дружке!
• Носок к носку!
• Живот к животу!
• Большой палец руки к большому пальцу руки!
• Друг к дружке!
• Бок к боку!
• Колено к колену!
• Мизинец к мизинцу!
• Друг к дружке!
• Затылок к затылку!
• Локоть к локтю!
• Кулак к кулаку!
Рефлексия чувств: Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.
После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.
3. Упражнение «Медведь и дровосеки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.
Время: 10-15 минут.
Ведущий.
Приглашаем вас поиграть в игру.
Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки - это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы. Хорошо. Вы прилежные и храбрые дровосеки.
А теперь мне нужен один доброволец. Спасибо! Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем.
Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками. Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает Медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче, он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.
Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.
Но со временем медведей станет трое, потом - четверо и т. д.
Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас - выход Медведя: пожалуйста, мощный рев.
Анализ упражнения:
1. Расскажите, что вы чувствовали, когда выполняли упражнение.
2. Какие трудности возникли у вас во время выполнения задания?
4. Упражнение «Моя галактика».
Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Я предлагаю вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, а именно ваших коллег, позволит наладить с ними адекватные отношения.
Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь удобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.
Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизите» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».
Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.
1. Выполнение практического задания тренинга.
А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.
В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.
Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!
1. Пояснительная часть.
С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я» : в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?
Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый или сиреневый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.
А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?
Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?
5. Упражнение.
Цель: позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.
Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга. «Сейчас у нас
будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в
центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами
(пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак
он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", — и
все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит
в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто
останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту
ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».
Анализ упражнения:
1. Как вы себя чувствуете? или Как ваше настроение сейчас?
Упражнение «Пожелания по кругу»
Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.
Время: 5 мин.
Материалы: не требуются.
Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.
Упражнение «Обратная связь»
Вопросы ко всему тренингу :
1. Изменилось ли ваше представление о себе?
2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
3. Что нового вы узнали о себе?
4. Какие выводы вы сделали для себя?
Ведущий: «Спасибо за плодотворную работу, творческую и доброжелательную обстановку.